Этот поворот я прошёл в эффектном заносе, поднимая клубы снега из-под колёс. Короткий прямик, разгон, третья передача — и вот уже следующий поворот. Перегазовка, снова вторая, небольшое контрсмещение, короткий удар по педали газа — и автомобиль встаёт боком, прописывая в этом положении очередную дугу и распугивая лесных обитателей. Шипованные шины вгрызаются в лёд, разгоняя автомобиль перед очередным поворотом. Полноприводный восторг!
Примерно так я представлял себе встречу с нашей очередной тестовой машиной, Skoda Octavia 4×4 Combi. Об этом тесте я договаривался заранее, недели за две. Смотрел на заснеженные улицы, предвкушал знакомство с автомобилем.
Пока я ждал, на улице становилось всё теплее и теплее. Повороты, которые я намеревался проходить «веером», начали превращаться в кашу из слякоти с кусочками снега, а потом и вовсе в голый, сухой асфальт. Яркое солнце в момент уничтожило сугробы, превратив их в весело журчащие ручейки, а последствия атмосферных осадков в виде белых звездообразных кристаллов в городе можно было встретить разве что в тени какого-нибудь здания. Какие зимние испытания, тут скорее тест на аквапланирование устраивать!
А ведь я специально выпросил у представительства Skoda Octavia 4×4 Combi с шестиступенчатой ручной коробкой, двухлитровым 150-сильным двигателем FSI и, конечно же, полным приводом, пусть и подключаемым при помощи многодисковой муфты Haldex. Которая, кстати, как клянётся производитель, срабатывает очень быстро — для подключения задка ей достаточно всего лишь четверти оборота буксующих передних колёс. Это-то я и хотел проверить. И проверю — наверняка ведь где-нибудь остался снег! Я забрал машину, сел и поехал, куда глаза глядят. Догонять зиму.
Казалось бы, сочетание 150-сильного мотора и шестиступенчатой «механики» должно означать неплохую динамику. Так оно и есть, в общем-то — мотора хватает всегда и в любой ситуации. Свои лошадиные силы он отрабатывает честно, но ни о какой «переработке» не может быть и речи. Трудится он от звонка до звонка — 2.0 FSI отличается поразительной бесхарактерностью. Тянет очень ровно и столь же скучно. Крутить его дальше, до 4–5 тысяч оборотов, нет никакого желания — чтобы не заснуть, хочется поскорее переключиться вверх. А вот сам процесс переключений, наоборот, нравится — коробка передач порадовала хорошей чёткостью.
На ленивую работу мотора я уже начал было ворчать и стал придумывать, как же буду потом описывать его унылый характер в статье. Но вдруг глянул на дисплей бортового компьютера. И простил ему и скучную тягу, и небольшие задержки в реакциях. Ведь 7—8 литров 95-го на сотню километров в городе — это, согласитесь, очень небольшая плата для 150-сильного мотора, который тянет нелёгкий полноприводный универсал. Это если ехать спокойно и без сильных пробок. Если чуть быстрее, то расход, конечно, вырастет, но всё равно останется очень умеренным. И его экономичность — оправдание от всех моих придирок.
К тому же, как выяснилось, когда я наконец-то выбрался на волю из тесного мегаполиса, по трассе он тянет очень уверенно. Нет, всё же мотор — работяга, и ему, кажется, всё равно, с какой скорости разгонять автомобиль. Стрелка спидометра продолжает резво рваться к правой части шкалы и на скоростях за «сотню», даже если вы заполните салон попутчиками, а багажник — всяким хламом. А и того, и другого влезет, надо сказать, немало. Сзади спокойно усаживается пара долговязых верзил. Трое тоже влезут, но уже не так спокойно. Зато багажник у Octavia ну просто какой-то монументальный. Если честно, даже сложно представить себе, чем его можно забить. Так что для путешествий салон Octavia приспособлен отлично.
Шасси тоже — по трассе Octavia идёт, как эсминец. Прямую держит хорошо, не хуже тяжёлого крейсера, но на колеи всё же реагирует. Особо они чувствуются при перестроениях. Ну да ладно, мы же не по диагонали ездим. Хотя могли бы — машина очень охотно откликается на действия рулём, при том, что подвеска у неё достаточно мягкая.
Что интересно — за рулём Skoda Octavia 4×4 Combi ощущаешь себя водителем кроссовера. Перед тобой простирается здоровенный капот, а сидишь хоть чуть-чуть, но выше водителей легковушек. И это неспроста — у универсалов Octavia повышенный до 163 мм дорожный просвет. Думаю, что меня не потянут на цугундер за открытие страшной государственной тайны о том, что дороги у нас — дрянь полная, и эти несколько дополнительных сантиметров клиренса — штука для наших условий крайне полезная. Понятно, что Octavia — не внедорожник, но увеличенный клиренс и полный привод позволят вам не ругать коммунальщиков, снова не успевших расчистить двор после снегопада.
Немного снега я всё же нашёл, когда меня занесло в какую-то глушь. Дороги и в Москве-то далеки от идеала, а уж тут и вовсе опасные. Но я не сбавляю скорость. «Бу-бу-бу!» — «говорит» ямам подвеска Octavia. Да, она довольно разговорчивая, но энергоёмкости ей хватает. Опять же, повышенный клиренс и высокопрофильная резина позволяют без проблем ездить где угодно. Вот оно, лекарство от российских условий! Ну, почти где угодно. Ибо съехав на грунтовку, особо крупные ямы всё же нужно «мониторить», принимая соответствующие действия — подвеска хоть и собранная, но вовсе не пуленепробиваемая. Если ехать с умом, то хватит.
И вот — остатки зимы. Не разгуляешься, конечно, но и на том спасибо. Под газом на снегу Octavia Combi по-полноприводному, со сносом всех четырёх колёс, заходит в поворот. «Подключаемость» полного привода и правда практически не чувствуется — автомобиль очень адекватно себя ведёт в предельных режимах. При желании газом можно немного «докрутить» в поворот, или наоборот, распрямить траекторию. Но срывы в скольжение, равно как и стабилизация автомобиля, происходят резковато — главное не опоздать с корректирующими действиями. Впрочем, можно просто не выключать систему стабилизации.
Хотя, конечно, это всё ерунда — нормального снега уже не осталось. Но отсутствие полноценного зимнего теста не помешало этой машине понравиться мне. В общем-то, я до сих пор не понимаю, почему Skoda Octavia позиционируется, как автомобиль гольф-класса. Она ведь очень большая, просторная, с качественной отделкой и хорошей комплектацией. Да и цена намного «лучше», чем у конкурентов. Тестовый автомобиль с двухзонным климат-контролем, кожаным салоном, парктроником, ксеноном и прочими не очень-то экзотическими опциями стоит 39 тысяч долларов. То есть, как раз, как полноприводные универсалы классом выше, такие как Mazda6 или Subaru Legacy. И что же может заставить выбрать именно Skoda, а не кого-нибудь из них?
Качество. Я не про надёжность, а про уровень исполнения. Уровень отделки, сбалансированность шасси, информативность руля и педалей. Напольная педаль газа очень удобна, диапазоны регулировок сидений огромны, а их профиль очень удачен — они с хорошей, но при этом совершенно ненавязчивой боковой поддержкой. Уровень эргономики Skoda Octavia снится в страшном сне большинству японцев, а внимание к мелочам — даже не снится.
Если в этом автомобиле чего-то нет — значит, нет. Но если есть — значит, оно выполнено на высочайшем уровне. Работы климат-контроля почти незаметно, фары светят именно так, как надо — хорошо освещают дорогу и никого не слепят. Список можно продолжать до бесконечности. Да, Octavia 4×4 Combi за свои деньги не может похвастаться особой мощностью или комплектацией, но у неё есть, чем привлечь внимание. Вещами, которые на первый взгляд особо-то и не заметны, однако пересев в другой автомобиль, начинаешь чувствовать, где и на чём сэкономили его создатели. И всё же в очередной раз взглянув на цену, думаешь — а может, это не «качество исполнения», а банальное расточительство?
Технические характеристики
Характеристики |
Skoda Octavia Combi 4×4 2.0 FSI |
Кузов |
Длина, мм |
4572 |
Высота, мм |
1495 |
Ширина, мм |
1769 |
Дорожный просвет, мм |
163 |
Двигатель |
Тип |
Бензиновый, с прямым впрыском топлива |
Рабочий объём |
1984 |
Количество и расположение цилиндров |
4, в ряд |
Количество клапанов |
16 |
Максимальная мощность при оборотах (л.с./мин-1) |
150/6000 |
Максимальный крутящий момент при оборотах (Нм/мин-1) |
200/3500 |
Трансмиссия |
Привод |
Полный, подключаемый многодисковой муфтой Haldex |
Коробка передач |
Механическая, шестиступенчатая |
Ходовая часть |
Передняя подвеска |
McPherson, со стабилизатором поперечной устойчивости |
Задняя подвеска |
Многорычажная, со стабилизатором поперечной устойчивости |
Передние тормоза |
Дисковые вентилируемые |
Задние тормоза |
Дисковые вентилируемые |
Эксплуатационные характеристики |
Соответствие нормам выброса ОГ |
Евро-4 |
Максимальная скорость, км/ч |
202 |
Разгон с 0 до 100 км/ч, сек |
9,7 |
Расход топлива — загородный цикл (л/100 км) |
6,6–7,0 |
Расход топлива — городской цикл (л/100 км) |
11,6–12,0 |
Расход топлива — смешанный цикл (л/100 км) |
8,4–8,9 |
Комплектация протестированного автомобиля
Базовое оборудование
- ABS
- ESP
- Передние подушки безопасности
- Передние и задние электростеклоподъёмники
- Электрозеркала с подогревом
- Литые диски 15 дюймов’
- Климат-контроль
- Бортовой компьютер
Дополнительное оборудование
- Боковые подушки безопасности
- Боковые шторки безопасности
- Подогрев передних сидений
- Ксеноновые фары
- Кожаный руль
- Обивка сидений из кожи и ткани
- Противотуманные фары
- CD-чейнджер
- Задний парктроник
- Многофункциональный дисплей MaxiDot
- Сигнализация
Цена базовой комплектации $33090
Цена протестированного автомобиля $39200
Автомобиль для теста предоставлен
«ООО Фольксваген Груп Рус» подразделение Skoda.
За кадром