Новейшую Октавию RS её создатели впервые официально представили на гоночной трассе Goodwood Circuit. Несмотря на гудвудское название, в знаменитом Фестивале скорости трек не участвует. Он вообще простаивает. Последним серьёзным событием тут была встреча Британского клуба автогонщиков 2 июля 1966 года. Нынче здесь проходят тесты и работает аэродром для малой авиации. И вдруг — премьера Шкоды для всей мировой автопрессы. Стоя на террасе двухэтажного павильона имени чемпиона Формулы-1 Джеки Стюарта, мы наконец дождались обещанного шоу. На трассу вылетела пара бело-зелёных бестий и, оглушая всех и вся, принялась жечь покрышки. Напустив пахучую дымовую завесу и расчертив асфальт чёрными кругами, ралли-кары Skoda Fabia S2000 исчезли, уступив место виновнице торжества. Лифтбек и универсал бесшумно, совершенно буднично приехали и встали. После фабийной вакханалии Octavia RS выглядела не горячей штучкой, а повседневным семейным автомобилем. И на то был хитрый расчёт.
«It’s not your everyday family car», — заявляла реклама в Гудвуде. Чехи хотят сказать, что новая Skoda Octavia RS идёт вразрез с традиционными представлениями о семейной машине. Она круче, чем все привыкли. И вместе с тем «эр-эска» — самый что ни на есть «everyday family car». Исключительную практичность «горячей» Октавии, её функциональность в обыденной жизни неоднократно подчёркивал в ходе презентации Винфрид Фаланд, председатель совета директоров Шкоды. Ему вторили шеф-дизайнер компании Йозеф Кабан и другие разработчики. Мол, спортивный характер с турбомотором 2.0 TSI (220 л.с., 350 Н•м), максималкой 248 км/ч и разгоном до сотни за 6,8 с ничуть не менее важны, чем вместительность: багажник объёмом от 590 л никуда не делся. Родителям, которые иногда не прочь погонять, при покупке машины больше не нужно выбирать между добром и злом. В «эр-эске» есть и то и другое, она — прекрасный компромисс, злобро и дозло.
Ожидалось, что презентация в Гудвуде будет статической, то есть всё знакомство ограничится созерцанием, ощупыванием и фотографированием стоящих на приколе автомобилей. Тем более что на август запланирован полноценный тест-драйв в Румынии. Но, видимо, Фестиваль скорости обязал организаторов превысить отметку 0 км/ч: нам выдали ключи и разрешили проехать 45 км по гудвудским окрестностям. Сумки сиротливо прижались к кромке футбольного поля, которое в универсале зовётся багажником. Бензиновый турбомотор завёлся с дизельной вибрацией, рычаг шестиступенчатой DSG занял положение D, и наша леворульная Октавия выкатилась на правостороннюю британскую дорожку шириной с локоть.
На пробочных скоростях Октавия нетерпеливо дрожит. Резкое нажатие на педаль газа вызывает секундную заминку, зато выбирается «эр-эска» из турбоямы ядрёно — вслед за ходом педали скорость нарастает тучей. Разгон сопровождает густой моторный рокот, неслышимый снаружи, — за этот звук надо сказать спасибо встроенному во впускной коллектор резонатору с подвижной мембраной. Бегло ознакомившись с этим арсеналом, имеет смысл остановить машину и нырнуть в меню настроек. Главное там не утонуть. Ведь Normal, Sport, Eco и Individual — это не только названия базовых режимов, но и внутрирежимные варианты настроек руля, двигателя и так далее. За неимением времени мы загнали все алгоритмы в «Спорт» и не пожалели об этом.
В «Спорте» тяжелеет и «остреет» руль, шустрее действует «робот», громче озвучивает мотор симпозер. Возвращаться в Normal не хочется, но для медленной езды приходится — в нормальном режиме ползать спокойнее и экономичнее. На провинциальных британских дорожках мы как раз больше ползали: виной тому и вездесущие скоростные лимиты, и высокий риск при обгонах в конфигурации «левый руль — правостороннее движение». Первая поездка позволила в большей степени оценить «эр-эску» как повседневный семейный автомобиль, и тут всё в полном порядке: отличная шумоизоляция, комфортная подвеска. Разве что микропрофиль Октавия отрабатывает излишне дотошно…
Разогнавшись до 100 км/ч лишь пару раз и вдоволь натаскавшись за грузовиками да автобусами, мы вернулись в спорткомплекс Goodwood Circuit, где узнали, что нам предстоит ещё одна поездка на Октавии RS. Только теперь по гоночному треку на автомобиле с турбодизелем 2.0 TDI (184 л.с., 380 Н•м) и шестиступенчатой «механикой». Двигаться нужно было колонной из четырёх машин, обгонять друг друга запретили. Лёгкая педаль сцепления, неожиданное схватывание — с непривычки на старте заглох каждый второй. Но приучились все мгновенно и погнали.
Кольцо Goodwood Circuit оказалось незатычным: за исключением двух все повороты ходовые. Несмотря на колонну, удалось подняться до 160–180 км/ч, четвёртой передачи и получить кайф от взаимопонимания с автомобилем. Отличная связь по рулю и педалям. Очень чётко чувствуется граница, после которой с перебором скорости в повороте начинается лёгкий занос. Пожаловаться можно разве что на великоватые крены. Ну и у дизельной «эр-эски» момента побольше (на 30 Н•м), но силёнок поменьше (на 36 л.с.), и это чувствуется. За три круга полную картину составить очень сложно, лучше подождать результатов полноценной ездовой презентации. Хотя так или иначе в России ждать Октавию RS на тяжёлом топливе пока не стоит.
На следующий день открылся Goodwood Festival of Speed и новая Skoda Octavia RS предстала перед почтенной публикой. Контингент интересующихся «горячей» Октавией несколько удивил. Вот в салон усаживается пенсионер в шляпе, а вот в багажник заглядывает панк с разноцветным ирокезом. Полная тётя, очкарик в шортах, пузатый дядька в клетчатой рубашке, молодая супружеская пара… Трудно очертить общность, хотя люди в возрасте всё-таки превалировали: крепкие хозяйственники обоих полов озабоченно копались в багажниках.
Ещё была третья поездка на «эр-эске», непосредственно на Фестивале скорости. Но та являла собой 10-минутный клиентский тест-драйв по каким-то аллеям на черепашьей скорости, и рассказывать тут нечего. В лучшем случае это история о том, как непривычно, катаясь «по встречке», переключать передачи левой рукой и контролировать левый габарит. Потому в заключение немного цифр. В 2012 году в нашей стране было продано 843 «эр-эски». В 2013-м, с января по апрель, — 77 штук. Базовая цена составляла 1 124 000 рублей. В мире доля «горячей» модификации в общей массе реализованных Октавий обычно не превышает 7%.
Продажи новой Октавии RS в Европе начинаются прямо сейчас. Точно известна стоимость модели в Великобритании: от 22 990 фунтов за бензиновый лифтбек до 25 450 за дизельный универсал. В рублях английская вилка цен примерно выглядит так: 1 143 000–1 265 000. Свою собственную вилку мы увидим через пару месяцев. В Россию «эр-эска» прибудет осенью. Вероятно, доедет до нас и универсал Combi, который, как и лифтбек, будет укомплектован турбомотором 2.0 TSI и «роботом» DSG. Заметим, что соплатформенный хэтчбек Volkswagen Golf GTI, оснащённый теми же двигателем и трансмиссией, оценён «в базе» в 1 271 000 рублей. Шкода должна быть дешевле.
Skoda Octavia RS | Combi 2.0 TSI | 2.0 TDI |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | универсал | лифтбек |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4685 | 4685 |
Ширина, мм | 1814 | 1814 |
Высота, мм | 1452 | 1449 |
Колёсная база, мм | 2680 | 2680 |
Колея передняя/задняя, мм | 1535/1506 | 1535/1506 |
Снаряжённая масса, кг | 1462 | 1470 |
Полная масса, кг | 1953 | 1937 |
Объём багажника, л | 610 | 590 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | турбодизель |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1984 | 1968 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 220/4500–6200 | 184/3500–4000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 350/1500–4400 | 380/1750–3000 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | роботизированная шестиступенчатая | механическая шестиступенчатая |
Привод | передний | передний |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые |
Шины | 225/45 R17 | 225/45 R17 |
Дорожный просвет, мм | 127 | 128 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 245 | 232 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 6,9 | 8,1 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 7,7 | 5,7 |
— загородный цикл | 5,3 | 3,9 |
— смешанный цикл | 6,2 | 4,6 |
Норма токсичности | Евро-6 | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 50 | 50 |
Топливо | АИ-95 | дизтопливо |