Octavia для Шкоды — как Биг Мак для Макдоналдса. Якорный продукт. Немецкое мясо в пышной чешской булочке расходится на ура уже двадцать лет. Доля семейства Octavia в продажах марки составляет целых сорок процентов, суммарный тираж — более пяти миллионов. Позиции модели в России традиционно сильны: здесь уже продано сто тысяч автомобилей третьего поколения. Вот и в Геленджике, где проходит тест рестайлинговой версии, они повсюду. Правда, высокая популярность не значит, что Octavia лишена недостатков. Стало ли их меньше в обновлённой машине?
Напомню, с лета 2013 года лифтбеки третьего поколения производят по полному циклу в Нижнем Новгороде, а все универсалы, спецверсии RS, Scout и Laurin&Klement приходят к нам с основного завода в Млада-Болеславе. Пользуясь случаем, внимательно сравниваю автомобили российской и чешской сборки. Зазоры между кузовными деталями и подгонка оконных молдингов на коллекционную аккуратность не тянут, но какой-либо зависимости видимого качества от страны производства ни снаружи, ни в интерьере не наблюдается. Все Октавии собраны нормально.
Нефотогеничное четырёхокое лицо вживую не вызывает отвращения. Оно оригинально, а отойдёшь подальше или чуть в сторону — и тонкая перемычка уже не бросается в глаза. Перед тобой всё та же Octavia четырёхлетней давности. Новые светодиодные фары эффективны, хотя их линзы не поворачиваются, как у биксенона, — форма пучка меняется только за счёт включения или выключения диодов в чипе. Что немаловажно, за LED-фары нужно доплатить 49 тысяч рублей — на десять тысяч меньше, чем за биксенон.
Тестовые машины — со страниц каталога: в них кожаный салон, кресла с памятью и самый дорогой из новых мультимедийных комплексов, лишившийся физических клавиш, с экраном диагональю 9,2 дюйма. Но покупают-то в основном другие Октавии: с обычными сиденьями в «тряпке» и «музыкой» попроще. Простые версии стали лучше. Минимальный размер сенсорного дисплея увеличен с пяти дюймов до шести с половиной, и даже базовая система отличается хорошим быстродействием. В комплектациях подороже появилась контурная подсветка на дверях и два USB-входа для зарядки на задних местах. За отдельную плату наконец-то доступны подогрев руля и контроль «мертвых» зон.
Увы, многое осталось без внимания. Тканевая обивка по-прежнему маркая. Сохранён слишком большой перепад между педалями газа и тормоза — мол, переделка кронштейнов потребует новых краш-тестов. В Нижнем Новгороде до сих пор нет необходимого калибровочного оборудования, чтобы оснащать локализованную Октавию продвинутыми системами превентивной безопасности. А меж тем импортная научилась автоматическому торможению с распознаванием пешеходов. На неё можно заказать и адаптивный «круиз», и систему удержания в полосе, доступные в Европе до рестайлинга.
Изменений в силовых агрегатах нет. Самую популярную Октавию с «атмосферником» 1.6 (110 л.с.), которая делает половину продаж, в Геленджик не привезли. Этот двигатель шумноват, любит подъедать масло, но в паре с хорошо настроенным шестиступенчатым «автоматом» даёт приемлемую динамику — вот и всё, что о нём нужно знать. Турбомотор 1.4 TSI мощностью 150 сил выбирает каждый пятый покупатель. Такая Octavia не по-семейному быстра, причём поскольку в Геленджике нет нервного городского потока, нет и претензий к «роботу» DSG.
Очевидная проблема версий 1.4 TSI и 1.6 MPI с полузависимой задней балкой — плавность хода. Энергоёмкость есть, комфорта не хватает. Грубые тычки на высоких лежачих полицейских и поперечных швах, постоянное подрагивание на незаметном рельефе — зачем это семейной машине? Но шасси ревизии, считай, не подвергалось. Увеличение задней колеи на 20 мм не в счёт: на ездовой комфорт оно не влияет. Все гражданские лифтбеки и универсалы для нашего рынка оснащены неизменным пакетом для плохих дорог, поэтому клиренс составляет 15,6 см против европейских 14.
У Октавии со 180-сильным мотором 1.8 TSI и многорычажкой задняя колея ещё на сантиметр шире — отсюда крохотные пластиковые щитки на арках над брызговиками. Эта версия заметно благороднее отрабатывает неровности. Капризный термостат на этом двигателе вылечен до рестайлинга сменой поставщика. Тогда же все модификации перешли и на более надёжный компрессор кондиционера, который, бывало, меняли по гарантии. Octavia 1.8 TSI очень динамична, а пресловутый чип-тюнинг, как известно, делает её действительно горячей штучкой. Трети покупателей, что выбирают такие, можно и позавидовать.
Предвижу битву в комментариях — мол, не придирайтесь, Octavia и так вполне комфортна на плохой дороге, а мягче её не делают из-за акцента на правильную и точную управляемость. Отвечаю заранее: во-первых, прокатитесь на дорогих Октавиях, и увидите, что эта машина может быть заметно плавнее без ущерба для удовольствия от вождения. А во-вторых, попробуйте новую Элантру — ещё одно живое доказательство того, что за драйв не обязательно платить тряской. Другое дело, что ни Hyundai, ни иной одноклассник не может предложить альтернативу багажнику Октавии, простору и удобству её салона, а также богатому выбору всевозможных опций.
Обновлённая Skoda подорожала в среднем на 20 тысяч рублей. Малый джентльменский набор оснащения — цвет «металлик», климат-контроль, светодиодные фары, подогревы, парковочные датчики и камера заднего вида — поднимет базовую цену до 1 250 000–1 400 000 рублей в зависимости от двигателя. Для нас с вами дорого, но такова валютная конъюнктура. Если пересчитать эту сумму в евро и сравнить, скажем, с числами на немецких ценниках, получится, что в России невероятно дешёвая Octavia. Так же как и Биг Мак в пересчёте на доллары.
Паспортные данные
Модель | Skoda Octavia 1.6 MPI | Skoda Octavia 1.4 TSI | Skoda Octavia 1.8 TSI, 1.8 TSI 4x4 |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип кузова | лифтбек (универсал) | лифтбек (универсал) | лифтбек (универсал) |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4670 (4667) | 4670 | 4670 |
Ширина, мм | 1814 | 1814 | 1814 |
Высота, мм | 1476 (1480) | 1476 (1480) | 1474-1476 (1478-1480) |
Колёсная база, мм | 2686 | 2686 | 2686 |
Колея передняя/задняя, мм | 1549/1540 | 1543/1534 | 1543/1542 |
Снаряжённая масса, кг | 1213/1253* (1235/1275) | 1255/1269 (1277/1291) | 1318/1333, 1428** (1340/1355, 1450) |
Полная масса, кг | 1783/1823 (1805/1845) | 1825/1839 (1847/1861) | 1848/1863, 1991 (1870/1885, 2013) |
Объём багажника, л | 568-1558 (588–1718) | 568-1558 (588–1718) | 568-1558 (588–1718) |
Двигатель | |||
Тип | бензиновый | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с комбинированным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1598 | 1395 | 1798 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 110/5800 | 150/3500–4000 | 180/5100-6200, 180/4500–6200** |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 155/3800–4000 | 250/1500–3500 | 250/1250-5000, 280/1350–4500 |
Трансмиссия | |||
Коробка передач | механическая, пятиступенчатая/автоматическая, шестиступенчатая | механическая, шестиступенчатая/роботизированная, семиступенчатая | механическая шестиступенчатая/роботизированная, семиступенчатая или роботизированная, шестиступенчатая** |
Привод | передний | передний | передний или подключаемый полный |
Ходовая часть | |||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые |
Шины | 195/65 R15, 205/55 R16, 225/45 R17 | 205/55 R16, 225/45 R17 | 205/55 R16, 225/45 R17 |
Дорожный просвет, мм | 156 | 156 | 153-156 |
Эксплуатационные характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 192/190 (191/188) | 219 (216) | 231, 229 (229, 227) |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 10,6/12,0 (10,8/12,2) | 8,1/8,2 (8,2/8,3) | 7,3/7,4/7,4** (7,4/7,5/7,5) |
Расход топлива, л/100 км | |||
— городской цикл | 8,1/8,4 | 6,9/6,6 (7,1/6,7) | 7,4-8,1 |
— загородный цикл | 5,0/5,1 | 4,6/4,8 (4,8/4,9) | 5,4-5,7 |
— смешанный цикл | 6,1/6,3 | 5,4/5,3 (5,5) | 6,0-6,6 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-6 | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 50 | 50 | 50 или 55** |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 | АИ-95–98 |
* Данные для с автоматической трансмиссией | |||
** Для версии с полным приводом |