В недрах обновлённого внедорожника Toyota Land Cruiser 200 скрыта целая плеяда помощников, повышающих проходимость. Через контроллер Multi-terrain Select можно выбрать один из пяти режимов движения по бездорожью. Усовершенствованная система Crawl Control c пятью предустановками вместо трёх позволяет поддерживать постоянную скорость на любом рельефе пересечённой местности. А как вам новейшая тойотовская фишка — система Turn Assist, уменьшающая радиус поворота подтормаживанием «внутреннего» заднего колеса? И ведь, чтобы увидеть её работу, выходить из машины вовсе не обязательно: периметр вокруг «двухсотки» отныне мониторят четыре камеры кругового обзора. Но в степях Казахстана, где мы знакомились с новинкой, ключевую роль сыграла не вспомогательная электроника и даже не бензиновая «восьмёрка» объёмом 4.6 л, что теперь ставится под капот большой Тойоты, а самая обычная лопата!
Покупатели Тойоты Land Cruiser 200 — чиновники и бизнесмены, сообщили нам во время ознакомительного брифинга. Список не полный, забыли упомянуть нефтяников. Когда в 2006 году я оказался в Сургуте, то был шокирован количеством новых на тот момент «двухсоток», что разъезжали здесь ещё задолго до официального старта продаж. Это они — мужики, качающие чёрное золото земли вот уже десять лет кряду, обеспечивают большой Тойоте первое место во внутреннем рейтинге и второе в мировом. Это они купили львиную долю «крузаков» из более чем двенадцати тысяч, проданных в прошлом году, раскидав их по просторам Западной Сибири. Наконец, это они вселяют в тойотовских боссов уверенность, что в ближайшие 20–30 лет (согласно прогнозам о запасе нефти в России) динозавры вроде пятиметровой «двухсотки» не вымрут!
Прорубив в казахской степи колею длиною в пятьсот километров, мне кажется, я начал понимать природу этой любви. Прав был тойотовский аналитик Игорь Гапонов, когда говорил, что у Ленд Крузера 200 практически нет конкурентов. Но вовсе не потому, что Nissan Patrol избавился от неразрезных мостов, а Mercedes G-класса по сути превратился в памятник самому себе. Большие внедорожники Toyota — это особая каста — уникальная субстанция, позволяющая не только обозначить высокий доход её владельца, но и оказаться в буквальном смысле выше большинства автомобильных проблем.
Возможно, слухи об их выдающейся надёжности сильно преувеличены, однако предыдущий «крузак» моего друга за 120 000 км совсем не паркетной эксплуатации потребовал лишь замены тормозных дисков и колодок. А знаете, как «двухсотка» умеет разглаживать неровные дороги? Это даже не перина — колыбель! Максимальная скорость в степи ограничена лишь мыслью о том, что рано или поздно под колёсами может оказаться яма глубже полуметра. Всё, что помельче, Toyota просто не замечает. И это с обычной пружинной подвеской. Фантастика!
Только не нужно обманывать себя, думая, что вот эта огромная хреновина – внедорожник, потому что у него есть полный привод с понижающим рядом и блокировкой центра. При массе более двух с половиной тонн «крузак» закапывает сам себя на любом мало-мальски податливом грунте. Снег, глина, песок — не те виды покрытия, куда можно соваться на большой Тойоте. Особенно песок, который покоряется «двухсотке», лишь если та идёт уверенным ходом. Дизельной с её сумасшедшим моментом преграды в виде барханов даются проще. Но будьте уверены: не сейчас, так позже превратится в недвижимость и она. Доставай лопату!
Другое дело, если под колёсами твердь. По косогорам каменистого ущелья Land Cruiser 200 передвигается невозмутимо с любым из предлагаемых моторов. Причём система Multi-terrain Select с её пятью программными режимами — чистое баловство. Ну да, различия между предустановками есть, но какая разница, если в любом из них результат один — Toyota едет туда, куда надо. Геометрическая проходимость такова, что нам с коллегой просто не хватило времени на поиски подходящего места, дабы вывесить заднее колесо. И в какой-то момент начинает казаться, что засадить на мосты «крузак», возвышающийся на 225 мм над дорогой, по силам только полному идиоту. Однако есть у этой медали и обратная сторона — притупляемое чувство самосохранения. Стоит довериться машине, как вновь срабатывают законы земного притяжения. Хорошо, что рядом есть прочный трос и такая же Toyota Land Cruiser 200.
Я вообще не очень жалую большие машины. Пробираясь по улицам даже такого малонаселённого города, как прикаспийский Актау, понимаю, что мастодонта Land Cruiser здесь выручают только две вещи: огромные лопухи боковых зеркал и панический страх водителей легковушек приближаться к тебе ближе пары метров. Кстати, у дизельных версий полно и собственных проблем. Более всего раздражают секундные задержки в ответ на подачу топлива. Да и характер разгона рваный. До двух тысяч по тахометру Toyota будто запасает кинетическую энергию, затем выбрасывает её без остатка, превращаясь в плохо управляемый снаряд. Остановить его не проблема, мощности штатных тормозов хватает, но работают они как бы сами по себе: вначале педаль тормоза встаёт колом, а затем при той же нагрузке начинается интенсивное замедление.
Бензиновая модификация понравилась больше. Пусть работа тормозов здесь точь-в-точь как у дизельных версий, да и валится машина в поворотах, несмотря на активную систему подавления кренов (KDSS), ничуть не меньше. Зато связь по педали газа заметно лучше, а атмосферная «восьмёрка» хоть и проигрывает турбодизелю по моментным характеристикам, всегда готова к уверенному разгону. Отчего бензиновый Land Cruiser ощущается более резвым и понятным. Ну а то, что расход топлива у такой версии, как правило, начинается с цифры два, а то и три, так это только нам, непричастным к нефтяным насосам, кажется серьёзным минусом. Ребятам, качающим чёрное золото, подобные мелочи до фонаря.
Как и то, что карабкаться в высокий кузов Тойоты нужно словно на корабельную палубу, осторожно вступая на неширокую подножку, дабы не сорваться вниз. Нефтяникам побоку давняя тойотовская традиция, когда спинку водительского кресла нельзя поставить вертикально, из-за чего в дальней дороге начинает ныть спина. И чихать они хотели на плоское сиденье со скользкой кожей, потому что с таким боковым дифферентом, что обеспечивает Land Cruiser при повороте размашистого руля, ты всё равно будешь вываливаться даже из анатомических кресел. Им куда важнее, что в списке стандартного оборудования теперь есть не только светодиодные ходовые огни, но и биксеноновые фары, верхняя половинка багажной двери электрифицирована, а среди неизменных тёмных цветов кузова появился столь модный ныне белый перламутр.
Но, пожалуй, самое главное то, что Toyota Land Cruiser 200 по-прежнему дарит чувство превосходства. И неважно, распространяется оно на разбитую вдрызг дорогу или на людей, окружающих тебя. Ты вроде как избранный, у тебя есть насос! Увы, мой насос — это примитивное приспособление, перекачивающее воздух, что валяется в багажнике старенького Volvo 240. И хоть я ярый противник автомобилей, довлеющих над водителем, мне было жалко покидать огромный и оттого немного бестолковый салон «крузака». Дело ведь не в машине, а в пути, что ты выбрал когда-то. В общем, как в анекдоте:
— Алло, это «Газпром»?
— Нет.
— Жаль.
— А мне-то как жаль!
Паспортные данные
Toyota Land Cruiser | 4.6 VVT-i V8 | 4.5 D-4D V8 |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/7 | 5/7 |
Длина, мм | 4950 | 4950 |
Ширина, мм | 1970 | 1970 |
Высота, мм | 1950 | 1950 |
Колёсная база, мм | 2850 | 2850 |
Колея передняя/задняя, мм | 1640/1635 | 1640/1635 |
Снаряжённая масса, кг | 2585 | 2585 |
Полная масса, кг | 3350 | 3350 |
Объём багажника, л | 259/700/1431 | 259/700/1431 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива | турбодизель |
Расположение | спереди, продольно | спереди, продольно |
Число и расположение цилиндров | 8, V-образно | 8, V-образно |
Число клапанов | 32 | 32 |
Рабочий объём, см³ | 4608 | 4461 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 309/5500 | 235/3200 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 439/3400 | 615/1800–2200 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | автоматическая шестиступенчатая | автоматическая шестиступенчатая |
Привод | постоянный полный | постоянный полный |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, двухрычажная | независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя подвеска | зависимая с тягой Панара | зависимая с тягой Панара |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Шины | 285/60 R18 | 285/60 R18 |
Дорожный просвет, мм | 225 | 225 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 205 | 208 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 8,6 | 8,9 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | н/д | н/д |
— загородный цикл | н/д | н/д |
— смешанный цикл | 10,3 | 13,6 |
Норма токсичности | Евро-4 | Евро-4 |
Ёмкость топливного бака, л | 93 | 93 |
Топливо | АИ-95 | дизтопливо |
Техника
Было — стало
За кадром
Закадровые фотографии в большем размере, а также немного сверх этого вы найдёте на странице Драйва в сети Facebook.