Среди себе подобных Highlander — самый дорогой. Цены начинаются с 4,2 млн рублей, хотя оппоненты дешевле на 300–850 тысяч. Не проблема! За одиннадцать месяцев нынешнего непростого года россияне купили аж 1655 машин. Любовь ли к бренду обеспечила более чем двукратный рост продаж или что-то ещё? Разбираться будем в компании семиместного полноприводника Volkswagen Teramont. После почти годичной паузы он вернулся на наш рынок обновлённым и в октябре-ноябре успел найти 347 покупателей.
Уж качество сборки Хайлендера — точно не повод для гордости завода в американском Принстоне. Зазоры велики почти между всеми кузовными панелями, сильно бросаются в глаза щели в местах сопряжения двери багажника, задних крыльев и бампера. А между капотом и светодиодной фарой без труда пролезает половина указательного пальца. Это точно Toyota? Она, судя по одутловатой внешности.
Teramont также поставляется из США, но собран лучше. И впечатление производит иное. Угловатый кузов с вкраплениями хрома словно высечен из куска чёрного мрамора. Брутальности придают элементы спортпакета R-Line — передний бампер с увеличенными воздухозаборниками, псевдодиффузор и широкие колёса диаметром 21 дюйм (у Тойоты — 20-дюймовые). Правда, квартет выпускных патрубков на поверку оказывается дешёвой бутафорией: хромированная окантовка без отверстий проложена по бамперу.
Передние дверные проёмы одинаково свободны у обоих кроссоверов, низкие пороги всегда чисты, потому что надёжно прикрыты дверями. Немного отличается посадка. Стараясь выдержать баланс между городской и «капитанской», японцы всё же сделали чуть больший акцент на второй. Вдобавок руль в Хайлендере установлен более отлого, поэтому сидишь чуть ближе к нему, а ноги согнуты сильнее.
Кресло с мягким наполнителем и широко расставленными податливыми валиками боковой поддержки расслабляет. Успокаивают приятные материалы отделки — добротный пластик, кожа на дверных панелях, прострочка настоящими нитками… Дескать, не зря отдано четыре миллиона. Уютный в целом интерьер портят лишь убогая деревянная имитация и россыпь дешёвых кнопок, до которых никак не дотянется метла времени.
Toyota лишена эргономических проколов, но мелких недоработок хватает. Хотелось бы, чтоб кнопке подогрева руля нашлось место на блоке климат-контроля, а не слева от колонки в окружении клавиш управления камерами кругового обзора и электроприводом багажника. Центральный дисплей не сразу отзывается на нажатие, тормозит при свайпе и расположен далековато. Не дотянуться до него без отрыва от кресла.
Отделочными материалами Teramont близок к бюджетному Polo, количеством свободного пространства на первом ряду напоминает Multivan, а эргономикой — все Фольксвагены разом. Небольшая претензия лишь к рычагу коробки передач, который невнятно переходит из режима D в S. Здесь не самая современная мультимедийка, и разрешение дисплея оставляет желать лучшего — но этот инфокомплекс легко даст фору тойотовской архаике. Впрочем, налаживать связь со смартфонами обе системы могли бы и быстрее.
Volkswagen держит водителя в тонусе. Кресло с плотной набивкой и мощными наростами боковой поддержки отлично фиксирует тело, а оспортивленный руль с тонкими спицами установлен более вертикально. Боевое настроение поддерживается и геометрией посадки: в кресле располагаешься ниже, ноги вытянуты сильнее. При этом не забываешь, что сидишь всё-таки в кроссовере.
Teramont длиннее Хайлендера, у него больше расстояние между осями. Проёмы задних дверей настолько внушительны, что залезать в салон можно парами. Простор на диване царский: за отрегулированным под мой рост 181 см водительским сиденьем я усаживаюсь с 15-сантиметровым зазором перед коленями, и ещё 14 см остаётся над головой. Highlander оставляет мне 11 см в ногах и четыре до потолка.
На втором ряду Фольксвагена удобнее сидеть и втроём — больше свободного пространства по ширине и для ног среднего пассажира. Внушительнее диапазон продольного перемещения дивана, а регулировка угла наклона спинки позволяет устроиться полулёжа. Кругом — блага цивилизации: отдельный блок климат-контроля, подогрев сидений, пара USB-разъёмов и шторки на окнах.
Однако всё это есть и у Хайлендера, включая отклоняющуюся на большой угол спинку второго ряда. И пусть Тойота теснее, но в длительное путешествие в качестве пассажира я бы отправился именно на ней. Манит уютное сиденье в нежном кожаном чехле поверх мягкой набивки. Такой как раз не хватает Терамонту, диван которого жёсткостью сопоставим с передними креслами.
А вот оказаться на третьем ряду Тойоты я бы не хотел даже в рамках короткой поездки. Если перед коленями ещё можно высвободить дополнительное место, сдвинув сиденье второго ряда, то голова в любом случае упирается в потолок. При этом сидишь низко, с чрезмерно поджатыми ногами. Галёрка Терамонта человечнее: попасть туда легче, запас пространства сохраняется по всем направлениям, удобнее посадка на менее плоских креслах.
Пока мы прыгаем по рядам, у атмосферных моторов есть время прогреться. Шелестят себе тихо, не вибрируют. Обе V-образные «шестёрки» выдают по 249 сил, с минимальным преимуществом крутящего момента в пользу Фольксвагена — 360 Н•м против 356 у Тойоты. В эпоху наддува эти двигатели не впечатляют, однако возложенные на них обязанности исполняют хорошо. Живо отзываются на подачу топлива, солидно тянут с 2500 об/мин до самой красной зоны, не пасуют на загородных трассах в рамках правил дорожного движения.
Пик мощности и тяги Тойоты приходится на более высокие обороты, и весит она почти как Терамонт, тем не менее параллельные старты выявляют её тотальное превосходство. Сильнее всего разница видна при ускорении с места, когда Highlander в первые пару секунд мощно вырывается вперёд и вплоть до 130 км/ч медленно наращивает преимущество. Чуть скромнее задел при ускорениях с ходу, но что на разгоне с 60 км/ч до 100, что с 80 до 120 Toyota непременно уезжает от Фольксвагена. Терамонту остаётся заедать горе — его расход топлива в схожих условиях на 2–3,5 л/100 км больше.
Обе машины оснащены восьмиступенчатым «автоматом» Aisin AWF8F45. И там и там он настроен добротно. Даже в ответ на небольшое нажатие акселератора быстро переходит на одну передачу вниз, а если продавить как следует — без особого промедления спускается, например, с восьмой на четвёртую. Поэтому в Тойоте даже не вспоминаешь об отсутствии отдельного спортрежима, а в Фольксвагене редко им пользуешься. Хотя умение подольше держать текущий диапазон бывает не лишним.
Например, когда едешь быстро по извилистой дороге. Для крупной машины это, скорее, нетипичная ситуация, но пятиметровый Volkswagen сдюжит. Довольно натуральное реактивное действие на руле сочетается с умеренными кренами и неплохой цепкостью в скоростных дугах. На снегу же Teramont с «пятым» Халдексом запоминается прогнозируемыми и увлекательными скольжениями. Самую малость выбивается из общей картины настройка педали тормоза, чей ход мог быть короче. К производительности механизмов вопросов нет.
Гуру-подвесочники сделали Teramont чуть ли не самым разудалым в классе и... разошлись по домам. Судя по тряске, больше не встречались. Даже средние неровности отзываются острыми вертикальными ускорениями, а на крупных колдобинах «немец» сотрясается всем своим двухтонным телом. Кузов неприятно болтается из стороны в сторону, здорово напрягая пассажиров, а по полу расходятся вибрации от колёс. Лишь мелкая дорожная рябь не выводит Volkswagen из себя.
Highlander не столь отзывчив и точен в реакциях, неестественное усилие на руле отстраняет автомобиль от водителя — и такое положение вещей для верности фиксируется строгой неотключаемой системой стабилизации. Настройка полноприводной трансмиссии скучна, а к педали тормоза нужно прикладывать слишком высокое усилие. Поэтому не покидает ощущение слабой эффективности замедления, причём даже в штатных режимах движения.
Зато плавность хода заметно лучше на любых неровностях. Особенно показательна дорога, испещрённая ямами, где Highlander кажется менее дряблым и вибронагруженным от неподрессоренных масс. Хотя плотный пинок при проезде стыков намекает, что при покупке Тойоты лучше выбрать 18-дюймовые колёса.
Highlander лучше держит удар на ухабистом грейдере. Знай себе мчит без пробоев, демонстрируя недоступные Терамонту энергоёмкость и мягкость. Нужно только следить за раскачкой кузова, чтобы не приложиться обо что-нибудь жёсткое силовым агрегатом, лишённым полноценной металлической защиты.
Она есть у Фольксвагена. Кроме того, в его активе лучшая геометрическая проходимость и более добротная настройка внедорожных ассистентов. За рулём Терамонта можно не включать внедорожный сетап, чтобы справиться с диагональным вывешиванием. Toyota без поддержки офроуд-режима беспомощно вращает разгруженные колёса.
Как семейный автомобиль Highlander состоятельнее Терамонта. Не распыляется на интересную управляемость, а предлагает лучшую плавность хода, что в рамках сегмента гораздо весомее. У Тойоты уютнее салон, она динамичнее и потребляет меньше бензина, который может быть «девяносто вторым», тогда как Терамонту показан АИ-95. Правда, все сэкономленные на топливе деньги растворятся в переплате за Тойоту. Не уверен, что она того стоит.
Тестовый Teramont тоже не тянет на покупку века. Он прожорлив, шасси не сбалансировано. Но если пожертвовать имиджевым V6 в пользу практичной наддувной «четвёрки», кроссовер станет быстрее и экономичнее. Колёса поменьше добавят немного комфорта и снизят вибрационный фон — именно так было до рестайлинга, который, увы, не затронул подвески. Более просторный салон с полноценным третьим рядом, здоровый багажник и схожее с Тойотой оснащение при меньшей цене делают Teramont привлекательным выбором. Не зря же по возвращении Фольксвагену устроен тёплый приём.
Паспортные данные
Модель | Toyota Highlander | Volkswagen Teramont |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/7 | 5/7 |
Длина, мм | 4966 | 5097 |
Ширина, мм | 1930 | 1990 |
Высота, мм | 1755 | 1777 |
Колёсная база, мм | 2850 | 2978 |
Колея передняя/задняя, мм | 1660/1690 | 1704/1718 |
Снаряжённая масса без водителя (DIN), кг | 2025 | 2050 |
Полная масса, кг | 2700 | 2730 |
Объём багажника, л | 454/1150/2076* | 583/1571/2741 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый | бензиновый |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 6, V–образно | 6, V–образно |
Число клапанов | 24 | 24 |
Рабочий объём, см³ | 3456 | 3597 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 249/5400 | 249/5000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 356/4700 | 360/3500 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | автоматическая, восьмиступенчатая | автоматическая, восьмиступенчатая |
Привод | полный, с многодисковой муфтой в приводе задних колёс | полный, с многодисковой муфтой в приводе задних колёс |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Рулевое управление | реечное, с электроусилителем на рулевом механизме | реечное, с электроусилителем на рейке |
Шины | 235/65 R18 | 245/60 R18 |
Дорожный просвет, мм | 204 | 198 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 180 | 190 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 8,8 | 9,3 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 13,3 | 15,7 |
— загородный цикл | 7,2 | 9,0 |
— смешанный цикл | 9,4 | 11,5 |
Экологический класс | пятый | пятый |
Ёмкость топливного бака, л | 68 | 74 |
Топливо | АИ-92–95 | АИ-95 |
* Полный объём при трёх/двух/одном рядах сидений. |
Комплектации
Базовое оборудование | Toyota Highlander Люкс Safety | Volkswagen Teramont R-Line |
---|---|---|
Фронтальные подушки безопасности | + | + |
Боковые подушки безопасности | + | + |
Надувные «занавески» | + | + |
Коленная подушка безопасности водителя | + | – |
АБС | + | + |
Противобуксовочная система | + | + |
Система предупреждения столкновений | + | + |
Система автоторможения | + | + |
Система удержания в полосе | + | + |
Система мониторинга слепых зон | + | + |
Система распознавания дорожных знаков | + | – |
Система помощи при спуске | + | + |
Контроль давления в шинах | + | + |
Электромеханический стояночный тормоз | + | + |
Датчик света | + | + |
Система автоматического переключения света фар | + | + |
Светодиодные фары | + | + |
Адаптивный свет | – | + |
Датчик дождя | + | + |
Обогрев лобового стекла | + | + |
Подогрев форсунок омывателей | – | + |
Датчики парковки передние и задние | + | + |
Камеры кругового обзора | + | + |
Проекционный дисплей | + | – |
Активный круиз–контроль | + | + |
Трёхзонный климат–контроль | + | + |
Система доступа в салон без ключа | + | + |
Мультифункциональное рулевое колесо | + | + |
Подогрев рулевого колеса | + | + |
Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету | + | + |
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводами регулировки и складывания | + | + |
Электрохромное внутрисалонное зеркало | + | + |
Регулировка поясничного подпора сиденья водителя | + | – |
Регулировка поясничного подпора передних сидений | – | + |
Электрорегулировка передних сидений | + | + |
Память положений кресла водителя | + | + |
Подогрев передних и задних сидений | + | + |
Вентиляция передних сидений | + | + |
Шумоизолирующие передние боковые стёкла | + | – |
Тонировка стёкол задней полусферы | + | + |
Солнцезащитные шторки на задних боковых стёклах | + | + |
Медиасистема с сенсорным экраном | + | + |
Навигационная система | + | + |
Bluetooth | + | + |
Android Auto | + | + |
Apple CarPlay | + | + |
Зарядные гнёзда для передних пассажиров | 3 USB-A | 3 USB-C |
Зарядные гнёзда для задних пассажиров | 2 USB-A | 2 USB-C |
Беспроводная зарядка для смартфона | – | + |
Рейлинги на крыше | + | + |
Панорамная крыша | + | – |
Электропривод крышки багажника | + | + |
Противоугонная сигнализация | + | + |
Отделка салона кожей | + | + |
Легкосплавные колёсные диски | 235/55 R20 | – |
Полноразмерное запасное колесо | + | – |
Запасное колесо временного использования | – | + |
Дополнительное оснащение тестового автомобиля Toyota Highlander Люкс Safety | ||
Цвет «металлик» | 13 000 | |
Дополнительное оснащение тестового автомобиля Volkswagen Teramont R-Line | ||
Легкосплавные колесные диски Suzuka, шины – 265/45 R21 | 40 000 | |
Стояночный отопитель салона с дистанционным управлением и таймером | 51 000 | |
Цена базовой комплектации, рубли | 4 746 000 | 4 542 000 |
Цена протестированного автомобиля, рубли | 4 759 000 | 4 655 000 |