Изначально было понятно — просто не будет. Однако в то, что Трансазиатская экспедиция Amarok окажется по-настоящему тяжёлым испытанием, не верилось до последнего. Небольшой опыт движения гуськом по бездорожью у меня есть: ездил с Audi по Русскому Северу. Думал, опять аккуратненько проползём под присмотром инструкторов, осмотрим красоты, подышим воздухом — классика жанра road movie. И вот я, смертельно уставший, сижу за рулём Амарока, влетающего в очередную огромную яму. Кромешная тьма пустыни. Огни впередиидущих машин давно скрылись в пыли. Топливо на исходе. Вдруг сбоку выскакивают верблюды...
Организаторы из подразделения «Volkswagen Коммерческие автомобили» (Amarok у нас относится к комтрансу) предложили журналистам выбрать один из шести недельных этапов на свой вкус. Я положил глаз на предпоследний «Китай — Монголия». В его описании заинтриговали драконы, демоны, горы, древности, «море фиолетового цвета». О том, что наш экипаж трижды чудом избежит аварии, не было сказано ни слова... Зато и упрёк мы услышим лишь за утреннее опоздание, а не за коцнутый передний бампер и не за «полицейский разворот» на ледяном вираже.
Вылет из Москвы в 21:40. Садимся в Китае, а там на пять часов больше — 7:40. Называть 150-минутную дрёму в самолёте сном смешно, но мы должны сегодня преодолеть 700 км. В городе Урумчи нас встречают буднично, как в том анекдоте: «А чего с вами знакомиться-то? Вы каждый раз новые». Маховик раскручен на всю катушку, экспедиция идёт к великой цели («проехать маршрутом, который целиком не проходил ещё никто»), и смена экипажей на предпоследнем этапе — рутинное дело. Такого короткого инструктажа прежде слышать не приходилось: «По машинам. Едем колонной. Вкатаетесь».
Поскольку новый двигатель V6 3.0 (163, 204 или 224 л.с.) до России пока не доехал, наши рестайлинговые пикапы оснащены наддувной дизельной «четвёркой» 2.0 (180 л.с., 420 Н•м) и восьмиступенчатым «автоматом». Полноприводные машины — во второй по счёту комплектации Comfortline ценой от 2 375 400 рублей. (Amarok и «в базе» стоит дороже, чем все конкуренты: Toyota Hilux, Mitsubishi L200, Fiat Fullback, Isuzu D-Max, UAZ Pickup.) В 2015-м было продано 799 Амароков, это четвёртый результат в сегменте, занимающем 0,8% рынка. За десять месяцев этого года реализовано 715 машин.
У нас есть всё перво-наперво необходимое, за исключением подогрева руля. С такими мотором и коробкой мы на Амароке ещё не ездили, к тому же пикап в экспедиции загружен почти полностью (крайняя редкость в городе), а технички и вовсе забиты под завязку, отчего проваливаются под лёд. Одной из них это будет стоить эвакуации на сервис с подозрением на поломку масляного насоса. К всеобщему удивлению, в Монголии отыщется официальный дилер Фольксвагена, который за сутки проведёт ремонтные работы.
Кто-то скажет, что ездить организованной колонной — детский сад. Я и сам так считал, пока не дошло: концепция руководителя экспедиции Алексея Симакина (опытного путешественника и яхтсмена) никакой пощады к машинам и людям не предусматривает. Дядя Лёша, позывной по рации «Первый», как только мы выбрались из города Урумчи, задаёт бодрый темп 140−150 км/ч, и на бездорожье, где Евгений Васин из Audi предписал бы пилить 40 км/ч, валит 80 и больше: «Ходу, ходу, не отставайте!» В просторечии это называется убивать автомобили. «По такой гребёнке можно сотню валить», — слышим мы в эфире, подлетая на кочке к потолку.
Volkswagen Amarok мне поначалу как-то не симпатичен. Непонятно, почему полмашины отдано грузовому отсеку, где всё мёрзнет, а наши шмотки не дают снимать видео со второго ряда сидений. Обзор через заднее стекло никакой. Руль чрезмерно лёгкий, невнятный. Силовой агрегат издаёт слишком много пылесосного рёва от мотора на разгоне — перед дремлющим коллегой как-то неудобно. Потом придёт умение плавного педалирования, вежливого воздействия на тормоз с акселератором — и отлично изолированный салон будет наполняться только шумом ветра после 120 км/ч. Индикатор скорости, не иначе.
О шасси Амарока я, пожалуй, однажды напишу песню, или цикл. На третий (что ли) день экспедиции мы долбим все возможные типы покрытий и их отсутствия. Были: снег, лёд, грунт, трава, грязь, мелкий гравий, острые камни, тупые, броды разной глубины и даже асфальт — я что-то пропустил? Чтобы нагонять головные машины, приходится ехать фактически в ралли-рейдовом режиме, не выбирая траекторию вообще, потому что выбора в принципе нет.
Штурмана, увы, нет тоже, поэтому полный трэш. Колея прерывается, и мы видим горную речку среди валунов — без вариантов, спрыгиваем с ледяного трамплина и корячимся по речке. Вдруг видим — навстречу карабкается пузотёрка, праворульный Nissan. Передняя пассажирка держит на руках ребёнка, мамочка моя... Куда? Куда!? Едут из деревни, где ледник на центральной улице заставит нас использовать лебёдку.
Удары подчас страшные. Стукнулись задом, бахнулись передом, видимых повреждений нет — хлопнули дверьми (одна опять до конца не закрылась), ещё раз, погнали дальше! Такой безбашенной эксплуатации пригламуренных пикапов я никогда не видел и вряд ли увижу вновь. Дядя Лёша, что ты творишь? — «Я хочу вас впечатлить!» Почему ты думаешь, что все водители подготовлены к такому? — «Ну, я надеюсь, Volkswagen выбрал не кого попало.» В бесконечной пустыне Гоби мы чуть не втемяшились в неведомо откуда взявшийся дорожный знак, а потом и в верблюдов. Зато попутно научились тормозить двигателем в ручном режиме.
Пять минут назад была зима, сейчас опять осень, и камушки летят в лобовое. Увеличиваем дистанцию. Бац — опять пылища. Врубаем противотуманки, вырубаем рацию, она шипит. Через секунду включаем её вновь. Нормально. Провал грунта, из которого мы на соточке вылетели, полностью оторвавшись от земли, промотал в голове калейдоскоп всей жизни. На сужении дороги без предупреждающих знаков только инстинктивное отруливание с визгом шин позволило не собрать ограждающие столбики. Плюсуем сюда ледяной вираж на внедорожных шинах Goodyear Wrangler, джетлаг и постоянный недосып.
С Амароком я провёл ночь. Когда стало ясно, что иного приюта, кроме палаточного лагеря, не будет, забрался в пикап, отогнал его поодаль, чтобы коллегам не мешал отдыхать стрёкот дизеля и ходовые огни. Включил печку, откинул до упора спинку, превратив в ложе переднюю пассажирскую сидушку (простора для ног вышло не меньше, чем в бизнес-классе Аэрофлота) и отдохнул куда лучше, чем ребята в палатках при температуре минус десять. Движок я врубал дважды на полчаса. Последующие ночёвки в двух монгольских клоповниках понравились меньше. Теперь для меня Amarok — родная машина. Я ангажирован, простите великодушно. Видеоролик ниже — тому доказательство.
Уместить недельное путешествие можно было и в видеоролик покороче, только я не стал этого делать по трём причинам. Во-первых, стремился передать, что экспедиция — это долгая, кропотливая и рутинная работа. Во-вторых, хотелось показать все красоты и уродливости, увиденные нами. В-третьих, было важно создать документ-дневник для себя и других участников экспедиции. Известно, что если событие не зафиксировано на фото/видео очевидцами, его просто не существовало. Теперь есть файл, к которому можно возвращаться, чтобы при желании вспомнить всё.
Паспортные данные
Volkswagen Amarok | 2.0 biTD |
---|---|
Кузов | |
Тип кузова | пикап |
Число дверей/мест | 5/4 |
Длина, мм | 5254 |
Ширина, мм | 1954 |
Высота, мм | 1834 |
Колёсная база, мм | 3097 |
Колея передняя/задняя, мм | 1647/1644 |
Снаряжённая масса, кг | 1982 |
Полная масса, кг | 2820 |
Площадь грузовой платформы, м² | 2,52 |
Двигатель | |
Тип | турбодизель |
Расположение | спереди, продольно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1968 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 180/4000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 420/1500–2000 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | автоматическая восьмиступенчатая |
Привод | постоянный полный |
Ходовая часть | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя подвеска | зависимая, рессорная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | барабанные |
Шины | 245/70 R16 |
Дорожный просвет, мм | 192 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 179 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 11,3 |
Расход топлива, л/100 км | |
— городской цикл | 10,1 |
— загородный цикл | 7,6 |
— смешанный цикл | 8,5 |
Норма токсичности | Евро-4 |
Ёмкость топливного бака, л | 80 |
Топливо | дизтопливо |