Всего 13 сантиметров длины отделяют Volkswagen T-Cross от старшего по званию паркетника T-Roc, который совсем недолго пробыл в статусе самого компактного кроссовера марки. В Вольфсбурге уверены, что кроссоверов много не бывает, и продолжают лепить новые. Во время брифинга в аэропорту Майорки показывают слайды, где видна целая дюжина таких машин. И пусть там Teramont с Атласом представлены как разные модели, а минимум трое других ещё ходят в прототипах — на европейский рынок уже выведены пять кроссоверов!
Если смотреть шире, то внедорожная гамма концерна гораздо представительнее. Ещё есть Tharu и Tayron для Китая. Купеобразный Atlas Cross Sport и пикап Atlas Tanoak готовятся к дебюту в США. Прототипичный ID. CROZZ посылает электрические разряды в 2020-й, хотя и без особой конкретики. Тогда же до нас доедет наконец семиместный Tiguan Allspace, с которым мы познакомились ещё осенью 2017-го. А вот T-Roc мы точно не увидим, уверяет российское представительство.
У Ти-Кросса есть шансы попасть в Россию. Лично я этого хочу: по-моему, он хорошо вписывается в нашу действительность, хотя платформа MQB-A0 и не позволяет надеяться на полный привод. Невелик, но жутко практичен, благодаря полноценно четырёхместному салону, не ущербному багажнику и хорошим возможностям трансформации. Заявленные 184 мм дорожного просвета не преувеличены. Периметр оторочен пластиком. Жаль, пороги не полностью закрыты дверями.
Плотное кресло водителя установлено высоковато даже в нижнем положении. Но взаимное расположение органов управления вопросов не вызывает. Три оазиса мягкости — это подлокотники на дверях и между креслами. Центральный регулируется по длине и высоте. На потолке отсутствуют ручки, макияжные зеркальца в козырьках лишены подсветки. Передние стойки не слишком тонки, а углы перекрыты креплениями зеркал. Но отражающие элементы удобны, и в целом я не испытываю проблем с обзорностью вперёд.
У кроссовера общая «тележка» с еврохэтчбеком Polo, но T-Cross получил оригинальные пружины, амортизаторы и поворотные кулаки. Автомобилей в базовой «обуви» диаметром 16 дюймов на тесте нет, но и с 17-дюймовыми шинами Hankook Ventus Prime 3 кроссовер качественно фильтрует дорожную мелочь. Подвеска чётко, без намёка на повторные колебания отрабатывает длинную волну, но на короткой Volkswagen слегка приплясывает.
С переходом на Pirelli Cinturato P7 размерности 215/45 R18 машина подробнее воспроизводит профиль полотна. Дискомфортным такой уровень вибраций не назвать, но они заметно раздражают, когда знаешь, каков ход на более пухлых покрышках. Организаторами проложен сугубо асфальтовый маршрут, но в одном месте удаётся от души прохватить по песчаной грунтовке с разбросанными редкими камнями и ямами средней крупности. Нежёсткая в целом подвеска энергоёмка: даже самые значительные неровности без драматизма преодолеваются на больших колёсах, если не думать об их сохранности.
Управляемость нескучна. Крены едва заметны, хотя центр тяжести повыше, чем у Polo. Смена курса происходит быстро, но без резкости. Руль не короток: от упора до упора совершает без четверти три оборота. На баранке обозначено ясное нулевое положение, отклонение от которого сопровождается адекватным нарастанием усилия. Исследовать предельные режимы мешает неотключаемая система стабилизации, проявляющая инициативу по достижении предела сцепных свойств шин. И задние колёса прикусывает при провокации заноса сбросом газа, и любые поползновения передней оси пресекает. Надёжно.
Динамика базовой литровой версии невзрачна лишь на бумаге. В реальности 95-сильный трёхцилиндровый турбомотор обеспечивает неплохую тягу и уверенный набор скорости. Надо только держать в голове, что маленький бензиновый двигатель не любит низкие обороты — до 2500 об/мин в нём жизни нет. Это слегка осложняет процесс трогания с места, но, немного привыкнув, я уже не обращаю внимание, что стартую подгазовывая.
Чёткость переключений у пятиступки неплоха, но движения рычага слишком уж размашисты. И педаль сцепления длинноходна, хотя характер срабатывания интуитивно понятен. А вот диапазон перемещений подвесного акселератора, наоборот, подчёркнуто невелик. Электронный узел унифицирован для всех версий, поэтому, как и на Ти-Кроссах с «роботом», прожимая в пол, я чувствую щелчок кикдауна. На машинах с «механикой» триггер позволяет экстренно ускориться при включённом ограничителе скорости.
С форсированным до 115 сил турбомотором T-Cross едет повеселее, а главное — старт с механической коробкой происходит более уверенно: уже не нужно подгазовывать, как на мопеде. Здесь шесть ступеней, но настройка привода, к сожалению, не отличается. Зато с этим двигателем можно заказать DSG, и такая комбинация нравится мне больше других, в первую очередь из-за меньших вибраций силового агрегата. «Робот» так взаимодействует с мотором, что тот почти не работает в режимах недостатка тяги или на предельных оборотах, где страдает от лихорадочных конвульсий.
Турбодизель 1.6 тоже вибронагружен, правда, только на холостых оборотах, когда к вибрации примешивается ещё и стрёкот топливной аппаратуры. При всей своей любви к дизелям я бы предпочёл бензиновый мотор. Желательно четырёхцилиндровый 1.5 TSI с возможностью перехода на цикл Миллера и отключения двух цилиндров. Этот 150-сильный двигатель заявлен для Ти-Кросса, но пока не сертифицирован — и потому не представлен на Майорке. Впрочем, и менее мощная «турботрёшка» не выглядит бледно. Не вижу противопоказаний для её применения в наших реалиях.
Дальше уже вопрос в том, как именно T-Cross попадёт в Россию. Если, например, через калужский конвейер, то, скорее всего, и мотор кроссоверу достанется локализованный. С «тележкой» MQB-A0, готовой в том числе для нового седана Polo, должен сочетаться как 110-сильный атмосферник 1.6, так и турбомотор 1.4 TSI (125 л.с.), который планируют выпускать в Калуге. Последний вариант местной сборки мне видится наиболее перспективным. Если же T-Cross поедет из Испании, то даже с тремя цилиндрами останется нишевым продуктом.
Судите сами: лучший результат среди импортных одноклассников в 2018-м показал Juke (продано 2547 машин). Toyota C-HR расходится вдвое хуже, а тиражи прочих «иностранцев» исчисляются сотнями. Вряд ли немцам интересны такие крохи. В то же время локализованная Creta по итогам прошлого года входит в пятёрку абсолютных бестселлеров рынка. И монопривод компактному кроссоверу не помеха: 68% продаж Креты приходятся на версии с единственной ведущей осью. Или вот у калининградского стиляги Kia Soul подключение задних колёс вообще не предусмотрено — тем не менее за 2018-й реализовано 17 тысяч машин.
Паспортные данные
Модель | 1.0 TSI 5 MT | 1.0 TSI 6 MT | 1.0 TSI 7 DSG |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип кузова | универсал | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4108 | 4108 | 4108 |
Ширина, мм | 1760 | 1760 | 1760 |
Высота, мм | 1584 | 1584 | 1584 |
Колёсная база, мм | 2551 | 2551 | 2551 |
Колея передняя/задняя, мм | 1526/1504 | 1526/1504 | 1526/1504 |
Снаряжённая масса, кг | 1245 | 1245 | 1245 |
Полная масса, кг | 1720 | 1720 | 1720 |
Объём багажника, л | 385–1281 | 385–1281 | 385–1281 |
Двигатель | |||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 3, в ряд | 3, в ряд | 3, в ряд |
Число клапанов | 12 | 12 | 12 |
Рабочий объём, см³ | 999 | 999 | 999 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 95/5500 | 115/5500 | 115/5500 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 175/2000–3500 | 200/2000–3500 | 200/2000–3500 |
Трансмиссия | |||
Коробка передач | механическая, пятиступенчатая | механическая, шестиступенчатая | роботизированная, семиступенчатая |
Привод | передний | передний | передний |
Ходовая часть | |||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые |
Шины | 205/55 R16 | 205/55 R17 | 215/45 R18 |
Дорожный просвет, мм | 184 | 184 | 184 |
Эксплуатационные характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 180 | 193 | 193 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 11,5 | 10,2 | 10,2 |
Расход топлива, л/100 км | |||
— городской цикл | 5,9 | 5,7-5,8 | 5,6 |
— загородный цикл | 4,4-4,5 | 4,4-4,5 | 4,5 |
— смешанный цикл | 4,9-5,0 | 4,9-5,0 | 4,9 |
Норма токсичности | Евро-6 | Евро-6 | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 40 | 40 | 40 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 | АИ-95 |
Техника
История
Кросс-версия Polo четвёртого поколения была представлена в 2004 году под названием Polo Fun. На английском рынке машина называлась Polo Dune, а на испанском — Polo Soho. Вначале планировалось ограничить тираж пятью тысячами экземпляров, но спрос превзошёл ожидания, и немцы решили не останавливаться на достигнутом.
От обычного хэтчбека машина отличалась увеличенным дорожным просветом: прирост 15 мм дала подвеска плюс ещё столько же добавилось за счёт более крупных колёс с шинами 215/40 R17. Для большего сходства с кроссоверами кузов был опоясан пластиковым обвесом с имитацией защиты бамперов. Полный привод не предлагался вовсе.
После рестайлинга континентальное название версии сменилось на CrossPolo. Британцы продолжили покупать Dune. Начинка осталась прежней: бензиновые двигатели 1.2 (64 л.с.) и 1.4 (75 либо 100 сил), дизели 1.4 (70 л.с.) и 1.9 (100). С «автоматом» сочетался только стосильный бензиновый двигатель. Кросс-признаки не менялись: оригинальные колёса, рейлинги на крыше и некрашеный пластик по периметру.
В 2010 году появился следующий CrossPolo на базе хэтчбека пятого поколения. Рецепт остался неизменным: слово в слово, как в предыдущем абзаце. На выбор предлагались три бензиновых мотора 1.4 (70 л.с., 85 и 105), а также дизель 1.6 в трёх вариантах форсировки: 75 сил, 90 и 105. Полный привод по-прежнему не подразумевался, но можно было выбирать между шестиступенчатой «механикой» и семиступенчатым преселективной коробкой DSG.