В петрозаводский аэропорт Пески наша колонна въехала бесцеремонно. Свернули с шоссе налево, и вот мы уже на лётном поле. Ни шлагбаума, ни будки, ни охраны. И это один из двух действующих в Карелии аэропортов! Хотя из Песков ничего, кроме старых «кукурузников» и вертолётов, в небо не поднимается, возникло некоторое беспокойство по поводу безопасности. Тем более что системы этой самой безопасности мы как раз приехали испытывать. Пусть не авиационные, а установленные на автомобилях компании Volvo, однако ж тестировать их предстояло непосредственно на взлётно-посадочной полосе.
Безопасность — второе имя марки Volvo. И одним из главных аэропортовских испытаний была проверка действенности системы обнаружения пешехода перед автомобилем с автоматическим торможением до полной остановки. Тест затруднял тот факт, что многократно сбитая машиной фигура отказывалась стоять без посторонней помощи — сдулась подушка в основании манекена.
Пришлось ребятам держать «пешехода» руками, пока другие журналисты инстинктивно тормозили ногами либо наезжали на человечка. Система всё не срабатывала. Активировать её удалось только после перезапуска двигателя, и функционирует она, надо сказать, эффектно. Автоматический тормоз всегда отличишь от водительского. Он краток и точен: ш! — и машина стоит. Правда, вскоре чудо-функция снова ушла в отказ. Причину технари из Volvo объяснили просто: из-за сдувшейся части манекена система не воспринимала его как человека. Был бы «пешеход» накачан полностью, всё работало бы идеально.
Между тем функция Cross Traffic Alert, которая обнаруживает автомобили, людей и некоторые другие объекты, движущиеся в поперечном направлении, действует у Volvo бесперебойно и безотказно. При выезде задним ходом в условиях ограниченного или отсутствующего обзора система предупреждает об опасности так, что разбудит мёртвого. Салон наполняется воем, как будто в колонках фонит микрофон, на центральном дисплее демонстрируется картинка, в зеркалах мигают лампочки контролёра слепых зон, тревожно.
Если предупреждение об опасности позади автомобиля может получать владелец любой обновлённой модели Volvo, то автотормоза перед пешеходом свойственны на российском рынке только седану S80. Индивидуальная система есть и у хэтча V40 Cross Country. Это ассистент при параллельной парковке. Машина сама обнаруживает свободное место у тротуара, о чём подаёт сигнал. Водителю нужно проехать чуть вперёд, чтобы обеспечить автомобилю пространство для манёвра, потом включить заднюю передачу и убрать руки с баранки. Пятидверка сама быстро зарулит на место.
Глупо было бы арендовать аэропорт и не попытаться взлететь. Эту роль шведы доверили «шестидесятникам». Для седана S60 и кроссовера XC60 на ВПП выставили змейку, сужающуюся и ускоряющую, с двумя «лосиными тестами» под конец. Мол, оцените управляемость и поведение автомобилей при таком раскладе. Надо ли говорить, что обе модели успешно справились? Правда, «икс-си» более валкий, ему недостаёт краткости и остроты руля. У спортивно-городской «эски» с этим всё окей. На возврате к старту змейки нам предложили опробовать адаптивный круиз-контроль, но в аэропорту делать это оказалось неудобно. Позже, на магистрали, функция очень пригодилась. Но правую ногу девать некуда: с педали снял, далеко убирать страшно.
Сухощавый уроженец Германии Джон Стек, президент компании Volvo Car Russia, сказал, что дождливая ветреная погода, которой встретила Карелия, — это хорошо и правильно. Прямо как в Швеции, как дома. Нам, говорит, не привыкать, и автомобили мы делаем с учётом таких недобрых условий, для тест-драйва лучше карельского погодного свинца что-то придумать трудно. Ощутите, друзья, во всей полноте, как на модельный ряд Вольво повлиял рестайлинг, внёсший в сумме более 3000 поправок в облик и технику автомобилей.
У рестайлинговых моделей новые бампера, светотехника (ходовые огни на светодиодах отныне идут «в базе»), колёсные диски, опциональные «спортивные» сиденья. Логотип Volvo на изменённой решётке стал заметно крупнее. (У XC60 вдобавок теперь чуть другой капот.) Что касается салонов, то там обновились всякие декоративные элементы, материалы отделки.
По технической части нововведений не очень много. Так, покупателям седана S80 дали возможность выбора шасси: между обычным комфортным, заниженным спортивным и активным, с управлением жёсткостью амортизаторов. Как оно — осталось невыясненным, поскольку на S80 мы лишь давили манекен. Тем временем модель V40 Cross Country нынче можно заказать с полным приводом в комплекте с двухлитровым бензиновым мотором T4 (180 л.с., 300 Н•м) или дизельным двигателем D2.
Вкратце впечатление от модели V40 CC сложилось положительное. Симпатичный снаружи, ещё более привлекательный внутри, этот автомобиль — самый новый в модельном ряду Volvo — представляет шведскую марку в невиданном прежде обличье. У него модно-молодёжный характер, когда детей у владельцев ещё нет и простор на заднем ряду неважен. Крутым оснащением хэтч V40 уже начал делиться со старшими «собратьями». Цена вот, правда, совсем не молодёжная.
Важная новинка для моделей Volvo в России — активные фары, исключающие ослепление водителей встречных автомобилей. Распознав приближающуюся машину, камера в верхней части лобового стекла отправляет сигнал борткомпьютеру, а тот даёт команду маленькому цилиндру, встроенному в фару. Его металлические элементы затемняют луч в необходимом объёме. О вынужденных переключениях с дальнего на ближний вручную можно забыть.
Испытав системы безопасности и выслушав рассказ об обновлении модельного ряда, мы были вынуждены распрощаться с автомобилями Volvo. Как выяснилось, маячивший все два с половиной часа на заднем плане вертолёт с надписью «Карелия» ждал нас. Ми-8, окрашенный в нероссийский триколор, со стороны выглядел старым и заброшенным, а на поверку оказался одним из двух действующих геликоптеров в республике. Мы, два десятка человек, расселись по лавкам в пропахшем и пропитавшемся топливом салоне, после чего винтокрылая машина с чудовищным шумом минут за сорок доставила нас на остров Кижи. Стартовала самая настоящая этнографическая экспедиция.
Осень в Карелии не золотая даже, а яростно разноцветная. Она взрывается в солнечных лучах ярчайшими цветами: пламенным оранжевым, кумачовым пунцовым, сочным жёлтым, сложным зелёным. И всё практически на одном дереве. Мы застали осеннее буйство на спаде, истрёпанное мощными ветрами и пронизывающим холодом под свинцовыми тучами, но всё равно ахнули — красотища. Природное свойство в Карелии, как кажется, имеют и творения человеческих рук. Величественные постройки на острове Кижи будто бы выросли из-под земли, как деревья.
Мы прилетели на Кижи примерно в три часа дня, и сперва показалось, что остров необитаем — ни души. Но тут же раздались гудки теплоходов и всё заполнили туристы, внемлющие гидам, тарабарящим на английском, итальянском, французском... Людей влечёт сюда не только главный ансамбль, но и близстоящие старые строения, которые были свезены со всей Карелии. Часовня, мельница, дома, сараи, рыбацкая лодка, сети, заборы, пугала — всё, как принято говорить нынче, аутентичное. Включая плотника, который у крыльца вырубает топором сувениры. Путешествие во времени, не иначе.
В какой-то момент нам страшно повезло — выглянуло солнце. Карельские пейзажи вмиг бабахнули фейерверком. Соседний островок, похожий на шапку из листьев, жахнул красками так, что бешено защёлкали все окрестные кэноны. Через мгновение тучи опомнились, украли солнце и вернули прежний кронштадтский вид. Однако повезло снова. Из маленькой колокольни к нам вышел знаменитый кижский звонарь и пригласил на башню. «Не бойтесь, ребят, не оглохнете. После вертолёта вам уже ничего не страшно», — пошутил Игорь Хуттер и исполнил невероятно звонкую музыку.
Следующим утром хэтчбек Volvo V40 CC привёз в посёлок с неожиданным названием Матросы. Морские волки тут не водятся, хотя представители семейства псовых обитают. Здесь находится единственный в России питомник чукотских ездовых собак «Скифы тур». Участок размером со школьный стадион огорожен сеткой, за ней рядами стоят собачьи будки. Штук сорок. На каждой будке — кличка жителя. Есть имена откровенно футбольные (Терек, Анжи, Сатурн, Зенит, Локо), много вполне традиционных (Бали, Космо, Черке, Ингрид, Гризли, Акела, Вуки), встречаются забавные (Чёртик, Детка) и странные (Что, Где; собаки по кличке Когда нет и не было).
Значок розы ветров на будке означает, что псина участвовала в арктической экспедиции. Две такие звёздочки говорят, соответственно, что ездовая собака была на полюсе дважды. В 2013 году из этого питомника стартовала экспедиция Фёдора Конюхова и Виктора Симонова по маршруту Карелия — Северный полюс — Гренландия: 46 суток собаки тянули упряжки с путешественниками, грузом и прошли порядка 900 км! Важно, что ни одно животное не погибло, — это редкость для такого рода авантюр...
На вертолёте полетали, на собачьих упряжках покатались. Пора бы и честь знать. Но нет, нас ждёт Кинерма — единственная старинная карельская деревня, дошедшая до наших дней в первозданном виде. История поселения началась аж в 1536 году. Любопытная особенность Кинермы в том, что деревня почти круглая: полтора десятка деревянных домов выстроены вокруг церквушки.
Немногочисленные жители — прямые потомки пионеров, заселивших эту землю в XVI веке. В основном приезжают жить летом. Чужие здесь не приживаются. Да и что им тут делать? Даже речки нет. Потому и участь дачного посёлка миновала. Что не истлело, не сгнило, то сохранилось без какого-либо новодела.
Скорее всего, деревушка так и канула бы в Лету, пропала без вести, если бы не инициативная жительница — Надежда Калмыкова. Она бросила работу в Петрозаводске и вернулась спасать крошечную родину. Её усилиями весть о чудом сохранившейся Кинерме долетела до соседей-финнов, у которых таких памятников не осталось. Молодые архитекторы и дизайнеры из Финляндии включились в работу и помогли Надежде Викторовне создать музей. Увидев такое дело, не остались в стороне и местные власти. В общем, малюсенький, едва не исчезнувший населённый пункт стал ещё одним туристическим магнитом на карте республики.
По пути из Кинермы вспомнилось напутствие главного редактора: «Поезжай. В Карелии очень интересные дороги!» Точно-точно, у нас ведь это и в названии экспедиции было отражено. «Там по неведомым дорожкам гуляют черти в босоножках…» Смотрим под колёса! Ого, интересные — не то слово. Ощущение такое, что карельские направления проектировали раллисты и другие автогонщики. Никогда не угадаешь, где кольцевой асфальт сменится гравийным допом и наоборот.
Непредсказуемо скачет качество покрытия: от идеальной, подобной стеклу, глади до траншей, готовых похоронить. Абсолютно неожиданные перепады высот: въезжаешь в горку, не видишь, что за близким горизонтом, а там — всё что угодно. Можешь взлететь с трамплина, оторвавшись от земли, или выкатиться на ровную, как стол, поверхность, или под острым углом скатиться с километровой горы. С поворотами тоже играешь в рулетку, логику их не понять. Короче говоря, неведомостей на дорогах хоть отбавляй. Карелия от слова Car.
Едем дальше. Осматриваюсь в салоне. Вроде тот же «обдувной человечек» на центральной консоли, та же виртуальная панель приборов, такие же пухленький руль и нехваткие кресла… Однако ж при всей унификации между хэтчем V40 CC и седаном S60 разница, определяющаяся на подсознательном уровне, ой как велика. Не пропасть между ними, конечно, пролегает, но овраг. И невозможно назвать конкретного виновника — просто другой уровень. Иная, «старая» Volvo. Такое впечатление в статике.
После того как турбомотор T5 (249 л.с., 360 Н•м) звучно выдернет полноприводный седан с места, ты должен собраться в кулак, чтобы оперативно переваривать дорожную картинку, мельтешащую на быстрой перемотке. Это легко, потому как S60 — понятный, удобный и безопасный семейный автомобиль Volvo, сильный и единый. Комфортная подвеска, хорошая шумоизоляция. Сбить с пути «эску» сложно, но можно. Перехитришь не отключаемую полностью систему стабилизации — будет тебе занос. Если закрутит чересчур, DSTC отловит, ну и надёжные тормоза поймают. Разве что шестиступенчатый «автомат» не всегда поспевает за движком да турбоямка присутствует. В остальном «эс-шестидесятка» даёт отличный повод забыть о том, что ты не любишь седаны.
В 25 километрах от города Сортавала находится Рускеала — бывший мраморный карьер, ныне горный парк и туристический комплекс. «Под вашими ногами слой мрамора толщиной 500 метров», — пояснил гид. Мы стояли на краю выдолбленной в камне «чаши» длиной 460 м, шириной 50–100 м. Огромная яма заполнена прозрачнейшей дождевой водой, в которой водятся караси и раки. С XVIII века здесь добывали мрамор довольно паршивого качества, которым, тем не менее, были облицованы Исаакиевский и Казанский соборы, Петергоф, Эрмитаж и станции питерского метро. Добыча неоднократно прекращалась, а в нулевых заглохла окончательно. Для туристов Рускеалу открыли весной 2005 года. Сюда едут любители природных красот, дайверы и фанаты экстрима. Киношники сняли тут несколько фильмов, их легко понять — фантастическое место.
Завершилась наша этнографическая экспедиция по неведомым дорогам 300-километровым вояжем до аэропорта Пулково. Если в начальной точке маршрута, на аэродроме Пески, нас встретили воротами настежь, то питерский аэровокзал заперся пробкой и отказался нас впускать. Это настоящая преисподняя для желающих припарковать автомобиль. Бардак на бесплатных стоянках такой, что машину не поставишь ни за какие деньги. Кстати, о деньгах. После обновления цены на модели S80, XC60, XC70, V40 CC снизились. Хэтчбек «в базе» подешевел больше всех — на 190 тысяч рублей. XC70 — на 56 000, XC60 — на 35 000, S80 — на 30 000. Зачем снижать? Пойди пойми этих добрых скандинавов. Хоть этнографическое исследование шведского народа начинай.