Раннее утро, полный бак, а впереди — почти 2000 км в одну сторону. Такое сочетание вызывает у меня трепет вне зависимости от маршрута и марки автомобиля. А сейчас трепещу вдвойне: под финишным флагом навигатора — Сочи, точнее — одноимённый автодром, где я впервые увижу этап Формулы-1 вживую! А на каком автомобиле лучше всего ехать на гонки? Конечно, на антигоночном, чтоб не смешивать впечатления, — например, на Volvo. Тем более с недавних пор в пресс-парке марки под девизом «Для любых дорог. Для любой погоды» живёт диковинный седан S60 Cross Country. Погоду предсказывать не берусь, но дороги нас ждут именно что любые.
Это сегодня любую приподнятость автомобилей легко объяснить растущей популярностью кроссоверов, но корни «возвышенных» седанов на самом деле гораздо глубже. Достаточно вспомнить даже не американский AMC Eagle образца 1979-го, а наш родной Москвич-410 конца пятидесятых годов прошлого века, модернизированная версия которого — с индексом 410Н и описанием «...обеспечить рядовых колхозников служебными внедорожниками…» — красуется в ретро-музее сочинского Олимпийского парка. Для пожилого седана Volvo S60 появившаяся в прошлом году версия Cross Country — как вторая молодость. На неё оглядываются и интересуются, как новинкой.
Увеличенный на 65 мм элементами подвесок от моделей XC60 и XC70 дорожный просвет (итого — 201 мм), относительно высокопрофильные 18-дюймовые колёса — и накладки на пороги с бамперами. По сути, это рецепт, по которому ещё пятнадцать лет назад дорабатывало «шестидесятку» отечественное ателье «Обухов Инжиниринг». Тогда шведы «лифт» не одобряли, а теперь сами используют в производстве. Дизайн вышел на любителя, но до ассоциаций с вазовским Тарзаном, по-моему, не дошёл. Более того, округло-квадратная «шестидесятка» — одна из лучших в классе заготовок для «лифта». Вот попробуйте мысленно заменить её, скажем, на «трёшку» BMW.
Внутри — никакого кросс-кантризма: обычная, но неплохо, а в нашем случае даже хорошо оснащённая «шестидесятка» — с графическими приборами, предлагающими три темы на выбор, современной навигацией, способной кое-где показывать пробки, и великолепными передними спорткреслами, на кожу которых приятно даже просто смотреть. В небольшом багажнике, вдобавок урезанном объёмным подпольем, — докатка и инструменты. Но когда на двоих всего пара «ручных кладей», это гораздо лучше дополнительного воздуха и бесполезного во многих дальнобойных ситуациях шинного ремкомплекта. Одометр на ноль — и вперёд!
Руль в парковочных режимах неожиданно тугой, а пока катишь по городу, обращают на себя внимание проблемы с обзорностью — боковые зеркала хочется расширить, а в салонном мешаются задние подголовники. Вообще, у «шестидесятки» есть опция их электроскладывания, но не у нашей машины, а механически делать это, мягко говоря, неудобно. Электронные помощники при обилии помех вокруг только сбивают с толку: дистанция до впередиидущих, согласно вольвовским расчётам, почти всегда недостаточная, а перестраиваться в плотном потоке нельзя — огоньки в основаниях боковых зеркал постоянно горят красным.
С выездом за город штатная навигация HERE о пробках будто забыла, а Яндекс, избегая заторов, вывел на трассу М4 уже после пункта оплаты — разрешённым ограничением в 130 км/ч мы воспользовались не за 100 рублей, а даром. По прямой S60 Cross Country летит стрелой — и ничуть не напрягает. К тому моменту я уже научился извлекать все выгоды из адаптивного круиз-контроля — и, по сути, только рулил. Но присмотр за электроникой, конечно, требуется неусыпный: дистанция, выставленная «по торможению», чрезмерно растягивается на разгоне, а его минимального значения на постоянной скорости при торможении может и не хватить.
Ещё отчётливо чувствуется, что радар круиз-контроля — «узкоглазый»: автомобиль успевает ускориться, стоит лидеру сместиться хотя бы на полполосы. Зато системы контроля за дистанцией и слепыми зонами на шоссе работают как надо. Удивило, как точно «шестидесятка» теперь распознаёт дорожные знаки, — от её внимания ускользают лишь совсем уж криво установленные временные таблички! Маршрут первого дня включил в себя заезд на трассу М6 и возврат на М4 через Урюпинск — асфальтовый опыт оказался не по-столичному многообразным. Ночуем в мотеле «Поляна» на заправке Роснефти (900 рублей за 12 часов) и подводим первые итоги.
Я опасался, что 249-сильная бензиновая «турбопятёрка» 2.5 потребует частых дозаправок, но при средней скорости 90 км/ч она пьёт в среднем по 8,9 л/100 км, что вкупе с баком на 67,5 л обеспечивает более чем 700-километровую автономность. Динамических возможностей хватает всегда, но при обгонах на трассе от пятицилиндрового агрегата ждёшь более агрессивного ускорения. Виню шестиступенчатый «автомат», точнее — его софт. Коробка долго переключается вниз, вынуждая двигатель выть в пустоту, а при спокойном движении, например на подъёме, до последнего остаётся на высшей передаче, заставляя мотор трудиться внатяг.
Впрочем, мои моторно-коробочные претензии справедливы только для S60 Cross Country прошлого года выпуска, так как с нового под капотом единственно возможной для седана версии Т5 — двухлитровая «четвёрка» мощностью 245 сил и восьмиступенчатый «автомат», как у обычной «шестидесятки». С этим силовым агрегатом автомобиль обещает стать чуть быстрее и экономичнее. Впрочем, каким бы ни был мотор, главное в этой машине — подвеска. И она радует, хотя впечатление производит двоякое.
На городских скоростях шасси Cross Country кажется пережатым — замечает много мелочей, иной раз заставляя кузов жестковато вздрагивать. На хорошей магистрали с единичными стыками, выбоинами вроде подмосковного участка М4 асфальт будто разглаживается — и приподнятая «шестидесятка» превращается в Mercedes девяностых. Но перемычка между федеральными трассами в окрестностях того же Урюпинска вновь напоминает о том, что страна моя родная широка и покрытие на её дорогах крайне разнообразно. Яма на яме сменяется заплаткой на заплатке, которые представляют собой «ямы наоборот», то есть кочки. Здесь вновь излишне тряско.
После Богучара — это между Воронежем и Ростовом-на-Дону — едем почти по-японски. Основной поток, включая фуры, идёт в левом ряду, а все обгоны осуществляются через помятую правую полосу. К кочкам добавляются волны покрытия, которые говорят, что шведы всё-таки не зря сделали подвеску плотной — до неприятной раскачки дело не доходит. Для существующих пружин и амортизаторов баланс можно признать оптимальным. Лучшим он был бы только если все элементы разрабатывались строго под эту модель. Необходимости в электронноуправляемых амортизаторах нет, хотя один более расслабленный режим им бы не помешал.
Чем ближе к Ростову, тем больше гаишников, причём они прячутся вскоре после стационарных постов и «стреляют» с рук. Мы не попались — опять-таки спасибо круиз-контролю. В пробке на съезде в сторону Краснодара я обнаружил, что при коротких остановках адаптивный «круиз» обеспечивает автоматическое трогание, а при длительных — достаточно нажать на руле кнопку «Обновить» или коротко топнуть по педали газа. В Краснодарском крае дороги, как правило, ровные и чистые, каждое деревце из бесконечного ряда вдоль трассы побелено. После Горячего Ключа со всех сторон разом выросли горы. Какая же красота!
На серпантин за Джубгой, откуда до финиша ещё около 200 км, мы по совету бывалых въехали рано — около шести утра. Поэтому до Олимпийского парка (это в Адлере) добрались почти без проволочек — затыки возникали только локальные либо из-за автобусов с грузовиками в шпильках, где «Осторожно! Возможно опрокидывание», либо из-за пытающихся втиснуться со всех сторон в поток местных таксистов. Последние, к слову, впечатлили даже формульного пилота Renault Кевина Магнуссена — до Сочи, по его словам, он никогда не видел, как, объезжая пробки, обгоняют по встречке задним ходом!
В бесконечной серии асфальтовых поворотов S60 Cross Country чувствует себя гостем. Ощутимы крены, чувствуются уводы шин, а руль, так расслабляющий на прямой, обратной связью не балует. В итоге едешь порой даже ниже разрешённых скоростных ограничений. Шероховатости в настойке «автомата» в горах будто выпячиваются: чтобы коробка не мучила мотор натужно-низкими оборотами, я периодически жму газ сильнее, чем надо, — и выбираю тем самым ступень пониже. Вдруг забил тревогу датчик давления в шинах: осмотрели покрышки, всё цело — больше предупреждение не выскакивало.
Гоночные выходные прошли на «пятёрку» — кое-какие впечатления о Гран-при я собрал в блоге Драйва. Обратно выехали в ночь, и S60 Cross Country порадовал адаптивным «биксеноном». Ближний свет здесь близорукий, но автоматический дальний — прелесть. Запеленговав встречного, фары Volvo огибают того световым пучком, постепенно приглушая его вплоть до ближнего. При появлении впереди обгоняющего светопреставление протекает в обратном порядке. Опция, за которую стоит доплатить.
Чем дольше я ездил на приподнятой «шестидесятке», тем больше она мне нравилась. Конечно, это история не про кроссовер — даже универсал V60 Cross Country намного практичнее. Но что, если мне достаточно обычного седана, а есть возможность выбрать необычный? В этом случае я за S60 Cross Country двумя руками! С учётом обречённости модели на штучные продажи (пожилой, недешёвый, да ещё седан), на месте маркетологов Volvo я бы предложил комплекты обвесов и шасси Cross Country владельцам обычных «шестидесяток» — безотносительно силового агрегата и привода. Дорожный просвет с энергоёмкостью — вот ценность!
Паспортные данные
Модель | Volvo S60 Cross Country |
---|---|
Кузов | |
Тип кузова | седан |
Число дверей/мест | 4/5 |
Длина, мм | 4638 |
Ширина (с учётом зеркал), мм | 1899 |
Высота, мм | 1539 |
Колёсная база, мм | 2774 |
Колея передняя/задняя, мм | 1609/1567 |
Снаряжённая масса, кг | 1684 |
Полная масса, кг | 2230 |
Объём багажника, л | 380 |
Двигатель | |
Тип | бензиновый с турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 5, в ряд |
Число клапанов | 20 |
Рабочий объём, см³ | 2497 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 249/5400 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 360/1800–4200 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | автоматическая, шестиступенчатая |
Привод | подключаемый полный |
Ходовая часть | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые |
Шины | 235/50 R18 |
Дорожный просвет (без нагрузки), мм | 201 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 210 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 7,0 |
Расход топлива, л/100 км | |
— городской цикл | 11,5 |
— загородный цикл | 6,8 |
— смешанный цикл | 8,5 |
Норма токсичности | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 67,5 |
Топливо | АИ-95 |
Комплектация
Базовое оборудование | Volvo S60 Cross Country |
---|---|
Фронтальные подушки безопасности | |
Боковые подушки безопасности | |
Задние подушки безопасности | |
Надувные «занавески» | |
Крепление детского кресла Isofix | |
Система динамической стабилизации | |
Система помощи спуска с горы | |
Трекшн-контроль | |
Автоматическая коробка передач | |
Контроль давления в шинах | |
Датчики парковки задние | |
Бортовой компьютер | |
Графическая панель приборов | |
Круиз-контроль | |
Двухзонный климат-контроль | |
Мультифункциональное рулевое колесо | |
Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету | |
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | |
Память положений кресла водителя и зеркал | |
Подогрев передних сидений | |
Навигационная система | |
Интегрированная Bluetooth-система hands free | |
Отделка салона кожей | |
Легкосплавные колёсные диски | |
Запасное колесо-докатка | |
Дополнительное оснащение тестового автомобиля | |
Пакет «Чистый воздух» | 13 400 |
Датчик влажности | |
Система тонкой очистки воздуха в салоне | |
Пакет «Активная безопасность» | 122 800 |
Система предупреждения столкновений с полным автоторможением | |
Система мониторинга усталости водителя | |
Система слежения за «мёртвыми» зонами | |
Активный круиз-контроль | |
Пакет «Охрана» | 61 300 |
Ламинированные стёкла, передние — водоотталкивающие | |
Система доступа в салон без ключа | |
Пакет «Обзор» | 75 000 |
Адаптивные биксеноновые фары | |
Омыватели фар | |
Датчик дождя | |
Электрохромное зеркало заднего вида | |
Пакет «Зимний» | 24 700 |
Подогрев форсунок омывателя лобового стекла | |
Подогрев лобового стекла | |
Подогрев рулевого колеса | |
Пакет «VOC» | 88 700 |
Предпусковой подогреватель с таймером | |
Система Volvo On-Call | |
Электропривод переднего пассажирского кресла | 29 300 |
Подогрев задних сидений | 16 300 |
Навигационная система | 41 500 |
Люк с электроприводом | 63 100 |
Датчики парковки передние | 19 000 |
Солнцезащитная шторка заднего стекла | 10 500 |
Аудиосистема Sensus Connect Premium Sound | 33 000 |
Цена базовой комплектации*, рубли | 2 240 000 |
Цена протестированного автомобиля*, рубли | 2 909 400 |
* Указаны цены на S60 CC в версии T5 с мотором 2.0 (245 л.с.) семейства Drive-E |