Возможно, не зря говорят: самое весомое потребительское свойство товара — цена. Как иначе объяснить то, что в Европе, спустя десять конвейерных лет, Volvo XC60 первого поколения лидирует в своём сегменте с уверенным отрывом от немецких зубров? Притом что класс растёт на 25% ежегодно! Среднеразмерный кроссовер стал ещё и самым продаваемым в мире Volvo. Однако новый XC60 серьёзно подорожал. Чтобы удержать рынок, нужно предложить что-то особенное.
Масштабирование XC90 сделало XC60 одним из самых привлекательных кроссоверов. Силуэт обрел лакомую спортивность. Ходовые огни вытянуты до решётки радиатора, подоконная линия резче уходит к задней стойке, фонари — а-ля универсал V90. Мощные бёдра, формирующиеся от задних дверей, сексуальны, но в Volvo нет нарочитой агрессии. Незаметны и небрежности сборки, которыми отпугивает Jaguar F-Pace. Следующему поколению BMW X3 нужно выглядеть по крайней мере не хуже, иначе придётся трудно.
Прежде XC60 выпускали под Брюсселем, а теперь собирают на головном конвейере в Гётеборге вместе с 90-й серией — все они делят модульную платформу SPA. У двух кроссоверов Volvo половина деталей общие, включая силовые агрегаты, шасси, электронику и элементы интерьера. Но XC60 на 26 см короче и на 12 ниже. Кстати, бельгийский завод уже переоборудуется для выпуска «сороковых» моделей на компактной «тележке» CMA.
Ощущением простора, и высокой посадкой «шестидесятка» внутри напоминает XC90. Геометрически выверенные сиденья столь же жёстки, а рулевая колонка лишена электрорегулировки. Владельцу старого XC60 придётся привыкать к минимализму, планшету на передней панели, а ещё ворчать, что задний диван, став гораздо просторнее, по-прежнему не двигается, хотя хотя у Q5 и Disco Sport он установлен на салазках.
Огибающая центральную консоль вставка из неполированного шпона, скандинавский флажок, маскирующий стык панелей, — во внимании к деталям проявляется суть Volvo. Материалы качественны, чётко срабатывают клавиши, двери сочно причмокивают. У тестовых машин с двойными стеклами прекрасна шумоизоляция. Бельмо в глазу, точнее, в глазах, — тусклый и зернистый дисплей приборной панели. На вопрос, почему не использован дисплей получше, инженеры жмут плечами.
Мы не раз журили автомобили на платформе SPA за нехватку плавности хода в сочетании с недрайверским характером. Мои собеседники уверяют, что два года в серии не прошли бесследно, идёт постоянная работа над настройками. К примеру, для пущего комфорта все SPA-автомобили недавно получили более мягкие верхние опоры стоек. У XC60 — самая совершенная версия платформы. Честно говоря, я был полон скепсиса по этому поводу, но приятно удивлён.
Если базовый кроссовер использует комбинацию пружин спереди и поперечной композитной рессоры сзади (у версий R-Design упругие элементы на треть жёстче), то презентационные машины — с теми же, что в XC90, пневмостойками Continental. Настроено шасси иначе: шведы, по их словам, стремились добавить драйва, но эволюционировавшая за пару лет платформа позволила сделать XC60 не только азартнее, но и комфортнее.
Большой XC90 не любит острые неровности, ямы и стыки, а XC60 даже с 20-дюймовыми колёсами мчит по разбитым испанским просёлкам неожиданно бархатно, разглаживая весьма серьезные изъяны, не допуская грубых тычков. На ровном асфальте отлично фильтрует микропрофиль, создавая ощущение полёта. Убрать бы ещё остаточные вибрации после проезда высоких лежачих полицейских и добавить нежности на продавленных люках, будет идеально. Проверим при случае на меньших колёсах.
Улучшение взаимосвязи по рулю — словно ответ на жалобы из моего теста S90 с таким же механизмом. На парковке руль и раньше был лёгок — кажется, его можно раскрутить, как велосипедное колесо. В результате оптимизации софта электроусилителя исчезла излишняя тяжесть на ходу. Усилие теперь изменяется логично — появилось чувство передних колёс. Просиявший от комплимента инженер говорит по секрету, что в конце года те же настройки получат S90 и XC90. Ждём-ждём.
Силовому агрегату версии D5 всё ещё не помешает доработка. Управлять тягой удобно, но в сложных ситуациях восьмиступенчатый «автомат» Aisin напоминает о себе микрорывками. Битурбодизель семейства Drive-E, несмотря на 235 сил и целых 480 Н•м, тянет скромно, будто XC60 тяжелее седана S90 не на 90 кг, а куда серьёзнее. Если сравнить с GLC и Q5, которые на 145 кг легче, начинаешь переживать за базовую 190-сильную версию D4: как бы спокойствие Volvo не стало флегматизмом. В Испании таких не было.
Бензиновой версии T6 уныние не грозит. Честные 320 сил: ускорение по-настоящему мощное, правую педаль хочется топтать. На холостых и средних оборотах такой мотор тише дизельного, но на верхах жужжит гораздо громче, даже чересчур. Разумеется, T6 — штучный товар, самыми ходовыми в Европе будут версии D5 и D4. На последнюю у нас приходилось свыше 90% продаж предыдущего поколения.
В результате роста цен российский спрос может сместиться в сторону версии D5 или даже подстегнуть интерес к T6, ведь Volvo теперь обращается к более состоятельной аудитории. В Европе новый XC60 подорожал в среднем на пять тысяч евро, а в случае с D5 — почти на семь. Немецкие конкуренты теперь дешевле примерно на тысячу. Шаг смел, но и автомобиль очень хорош. Старшему брату, XC90, высокая цена не мешает оспаривать первенство в сегменте с BMW X5.
Ждать XC60 в России придётся в лучшем случае до конца 2017-го. Ставлю на три миллиона рублей за версию D5. Но гораздо интереснее, что будет дальше. Ведь шведам не дают покоя калининградские BMW и калужские Audi, а тут ещё и подмосковный завод Мерседеса заложили. И хотя Volvo едва ли определится с площадкой и способом сборки в ближайшее время, у XC60 есть шансы стать нашим первым локальным Volvo.
Паспортные данные
Модель | Volvo XC60 D4 AWD | Volvo XC60 D5 AWD | Volvo XC60 T5 AWD | Volvo XC60 T6 AWD |
---|---|---|---|---|
Кузов | ||||
Тип кузова | универсал | универсал | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 | 5/5 | 5/5 |
Длина, мм | 4688 | 4688 | 4688 | 4688 |
Ширина, мм | 1902 | 1902 | 1902 | 1902 |
Высота, мм | 1658 | 1658 | 1658 | 1658 |
Колёсная база, мм | 2865 | 2865 | 2865 | 2865 |
Колея передняя/задняя, мм | 1655/1659 | 1655/1659 | 1655/1659 | 1655/1659 |
Снаряжённая масса, кг | 1971 | 1990 | 1926 | 2002 |
Полная масса, кг | 2500 | 2520 | 2470 | 2490 |
Объём багажника, л | 505–1432 | 505–1432 | 505–1432 | 505–1432 |
Двигатель | ||||
Тип | турбодизель | турбодизель | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и комбинированным наддувом |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1969 | 1969 | 1969 | 1969 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 190/4250 | 235/4000 | 254/5500 | 320/5700 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 400/1750–2500 | 480/1750–2250 | 350/1500–4800 | 400/2200–5400 |
Трансмиссия | ||||
Коробка передач | автоматическая, восьмиступенчатая | автоматическая, восьмиступенчатая | автоматическая, восьмиступенчатая | автоматическая, восьмиступенчатая |
Привод | подключаемый полный | подключаемый полный | подключаемый полный | подключаемый полный |
Ходовая часть | ||||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах (независимая, пневматическая, на двойных поперечных рычагах)* | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах (независимая, пневматическая, на двойных поперечных рычагах) | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах (независимая, пневматическая, на двойных поперечных рычагах) | независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах (независимая, пневматическая, на двойных поперечных рычагах) |
Задняя подвеска | независимая, рессорная, многорычажная (независимая, пневматическая, многорычажная) | независимая, рессорная, многорычажная (независимая, пневматическая, многорычажная) | независимая, рессорная, многорычажная (независимая, пневматическая, многорычажная) | независимая, рессорная, многорычажная (независимая, пневматическая, многорычажная) |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Шины | 235/65 R17 — 265/35 R22 | 235/65 R17 — 265/35 R22 | 235/65 R17 — 265/35 R22 | 235/65 R17 — 265/35 R22 |
Дорожный просвет, мм | 216 (189–249)** | 216 (189–249) | 216 (189–249) | 216 (189–249) |
Эксплуатационные характеристики | ||||
Максимальная скорость, км/ч | 205 | 220 | 220 | 230 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 8,4 | 7,2 | 6,8 | 5,9 |
Расход топлива, л/100 км | ||||
— городской цикл | 5,8 | 6,1 | 9,2 | 9,7 |
— загородный цикл | 4,7 | 5,2 | 6,1 | 6,6 |
— смешанный цикл | 5,1 | 5,5 | 7,2 | 7,7 |
Норма токсичности | Евро-6 | Евро-6 | Евро-6 | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 60 | 71 | 60 | 71 |
Топливо | дизтопливо | дизтопливо | АИ-95–98 | АИ-95–98 |
* Опция. | ||||
** Приведены данные для версии с пневмоподвеской. |
Техника
Безопасность
Система экстренного торможения City Safety является стандартным оснащением XC60. Она активна с 4 км/ч, в том числе в тёмное время суток, и включает в себя несколько надстроек. Если на пути XC60 возникают транспортные средства, которые неподвижны или двигаются медленнее в том же направлении, то при отсутствии реакции водителя машина самостоятельно затормозит. При разнице в скорости до 60 км/ч система с большой вероятностью полностью предотвратит столкновение.
Когда столкновение неизбежно, при наличии соответствующей опции передние ремни безопасности автоматически подтягиваются. Также машина распознаёт пешеходов (на скорости до 70 км/ч), велосипедистов и крупных животных. Есть три стадии работы: визуальное и звуковое предупреждение, помощь в экстренном замедлении и полное автоматическое торможение. Кроме того, XC60 самостоятельно остановится, если при проезде перекрёстка есть риск столкновения со встречным автомобилем. Адаптивный круиз-контроль, помогающий удерживать полосу, на XC60, в отличие от XC90 и S90, — опция.
История
Концепт-кар XC60 был показан на Детройтском автошоу 2007 года. Серийный автомобиль — в 2008-м на автосалоне в Женеве. Кроссовер разделил платформу с седаном S80 и Фрилендером второго поколения. Дебют состоялся с топовой турбированной «шестёркой» 3.0 (285 л.с., позднее 304 л.с.) и пятицилиндровым турбодизелем 2.4 (185 л.с.). Позднее моторная гамма расширилась. Появилась атмосферная «шестёрка» 3.2 (238–243 л.с.), турбированный четырехцилиндровый мотор 2.0 (203–240 л.с.) и двухлитровая дизельная «пятёрка» (136−163 л.с.).
В 2010 году представили версию R-Design со спортивным обвесом и более жестким шасси, а в 2013 году модель пережила небольшой рестайлинг, в рамках которого ходовые огни переехали на бампер, а в интерьере появилась виртуальная приборная панель. Всего было выпущено чуть больше миллиона экземпляров.