Новый рекорд: в покрышке Michelin X-Ice North 4 с индексом SUV установлены 316 твёрдосплавных шипов в стальных корпусах, расположенных на 31 линии. Невиданное доселе значение относится к шине 285/45 R22, подходящей для таких машин, как, например, Cadillac Escalade. Открывают линейку 17-дюймовые шины. Как пример — 235/65 R17 на тестовых кроссоверах Land Rover Discovery Sport. Здесь 287 шипов выстроены в 28 линий. У любого конкурента, безусловно, меньше.
Технически версия с приставкой SUV отличается от обычного «норда» минимально. У них одинаковые шипы, рисунки протектора и составы резиновой смеси. Но в расчёте на более тяжёлые внедорожники с высоким центром тяжести применён двойной каркас. Номенклатура не пересекается: если в какой-то размерности уже выпускается обычный North 4, то подобный North 4 SUV существовать не будет.
Сегодняшние впечатления от SUV-модели схожи с прошлогодними от обычного «норда». На фоне покрышек-конкурентов Michelin выглядит выигрышнее как в субъективных ощущениях, так и по замерам тормозного пути на льду при помощи прибора Racelogic PerformanceBox. При торможении «в пол» со скорости 30 км/ч шины французского бренда замедляются до пяти километров в час на два-три метра раньше, чем Goodyear UltraGrip Ice Arctic SUV, Pirelli Ice Zero или Bridgestone Blizzak Spike-02. Чуть меньше проигрыш покрышек Nokian Hakkapeliitta 9 SUV.
Похож расклад сил и на извилистой ледово-снежной трассе. В тех поворотах, где Pirelli и Nokian держатся из последних сил, Bridgestone отправляет автомобиль на бруствер из-за глубоких и долгих заносов, а Goodyear ― из-за в целом слабых сцепных свойств, Michelin идёт с явным запасом по скорости. И помощь системы стабилизации с ним наиболее эффективна: даже когда кажется, что всё потеряно, Land Rover щёлкнет тормозами и возвращается на курс. Только в точности и остроте реакций на действия рулём Michelin проигрывает Pirelli.
Народный опыт тоже выделяет X-Ice North 4 среди прочих. Можно не обращать внимания на многочисленные самодеятельные сравнения, коих полно в Сети. Но сложно не заметить, что Michelin выбирают всё больше спортсменов в ледовых гонках или мини-ралли вроде чемпионата STI-клуба (видел своими глазами). По мнению гонщиков-любителей, это лучшие зимние шины. В таком случае главная заслуга модификации SUV — что X-Ice North 4 не растерял своих преимуществ.
С комфортом тоже порядок. На тестовом асфальтовом участке (скорость 50 км/ч) дискомфортного шума у Мишлена нет ― только умеренный протекторный гул на уровне Pirelli. Goodyear и Bridgestone заметно громче, а Hakkapeliitta выделяется цоканьем шипов. Правда, у нас не было возможности поездить по асфальту на высоких скоростях, а в подобных испытаниях меня интересует не только шумность. За сугубо легковыми шинами Michelin X-Ice North 4 замечена склонность к уходу с прямой.
Но снова встаёт вопрос: как мишленовцы сертифицировали безумное количество шипов, пройдя тест на износ покрытия (over-run)? Конечно, уверяют, что честно. Причём омологацию SUV-версии проводила иная организация, нежели в случае с легковой моделью. Почему же конкуренты так и не кинулись в погоню за Мишленом в деле увеличения ошиповки? Например, Continental в своей новинке сезона IceContact3 использует более привычное количество шипов. Неужели действительно грядут ужесточения законодательства, защищающего дороги?
Доподлинно известно только, что в России НАМИ разрабатывает собственную систему сертификации износа полотна. И участники рынка не ожидают, что она будет жёстче европейской. Пока у нас признают результаты зарубежных испытаний over-run. Кстати, в одной из «конкурирующих организаций» мне рассказывали, что её внутренние тесты шин Michelin X-Ice North 4 показали превышение нормативов износа полотна на 20–25%. Что ж, если мишленовские шипы отлично вгрызаются в лёд (а это так), то и воздействовать на асфальт они должны интенсивнее.
Вы знаете, что во многих странах шипы запрещены. А помните ли, что там, где разрешены, максималка машин с шиповками зачастую ограничена на уровне 80-110 км/ч даже на автобанах? У нас почти никому нет дела до влияния шипов на повреждение дорог. Вокруг их ежегодного ремонта вертится слишком много денег. Но здоровью нации всё же вредят мелкодисперсные твёрдые частицы, выгрызаемые шипами из покрытия. Если же не испытывать угрызений на этот счёт, то Michelin X-Ice North 4 прекрасен на скользкой дороге. В том числе версия SUV.