О соблюдении скорости позаботятся спутники

Александр Агеев, . Фото: its.leeds.ac.uk, vv.se

Принцип работы космической слежки аналогичен применяемому в GPS-навигации. Радиосигналы со спутников принимаются GPS-приёмником, который вычисляет точные координаты. На движущемся объекте измеряются также доплеровские сдвиги частот радиосигналов и вычисляется скорость.

В борьбе с самым распространённым нарушением ПДД — превышением скорости — дорожные полицейские разных стран перепробовали массу методов. Понаставили знаки, оснастили камерами самые сладкие участки трасс, разместили на каждом углу «лежачих и стоячих полицейских». Всё равно люди нарушают.

Кардинальное решение проблемы попытались найти в Англии. В 2001 году при финансировании Транспортного департамента, университета Лидса и Ассоциации исследования автомобильной промышленности (MIRA Ltd.) был запущен проект испытаний спутниковой системы регулирования скорости Intelligent Speed Adaptation (ISA).

Англичане — не первые, кто взялся за испытание системы ISA в Европе: Швеция открыла программу ещё в 1999 году. С тех пор в эксперименте участвуют десятки тысяч человек. Но об обязательном внедрении системы говорить пока рано —
технология несовершенна.

Рассчитав местоположение по данным со спутника, электроника сверяет его с «картой скорости» и на основании этого решает, как с вами поступить. В случае обнаружения превышения скорости существуют три варианта развития событий.

Консультативный — это когда ISA просто сообщит водителю о нарушении, не вмешиваясь в управление. Так называемый добровольный вариант может убавить подачу топлива или даже задействовать тормоза, однако за водителем оставлено право отключить ассистента. Самый жёсткий алгоритм — принудительный: электроника всё сделает сама по команде со спутника, не спрашивая драйвера.

Опытные машины уже вовсю колесят по британским дорогам, и в настоящее время эксперимент признан успешным. Для реализации проекта осталось только создать цифровую карту Великобритании, содержащую ограничения скорости на каждой дороге, и дождаться одобрения правительства.

Для испытаний экспериментальной версии была использована целая флотилия универсалов Skoda Fabia.

Первое время установка системы будет производиться по желанию. Переговоры с автопроизводителями по её серийному внедрению уже ведутся. Интересны результаты опроса британских водителей — 54% желали бы видеть систему у себя в машине и даже готовы заплатить за неё в среднем $200.

Главной проблемой, по признанию причастных к проекту лиц, является цифровая карта. Нынешняя система определения координат, допущенная для гражданского использования, не даёт нужной точности для гарантированно корректной работы системы.

Спорные ситуации могут возникать, если параллельно основному шоссе проложен «медленный» дублёр или направление движения было изменено в связи с ремонтом. Есть вопросы и к теме тотального контроля личности, и к проблемам экстренного маневрирования — что делать, например, когда надо резко ускориться, а на вас «строгий ошейник»?

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...