Впечатляющее достижение записали на свой счёт несколько экспериментальных автомобилей-роботов (неофициально именуемых Гугломобилями), построенных под эгидой компании Google с участием учёных из Стэнфордского университета. Проект впервые был обнародован в 2010 году, а ныне эти легковушки с минимальным вмешательством человека преодолели по обычным дорогам 300 тысяч миль (483 тыс. км), причём без аварий. Единственное ДТП за всё время случилось по вине стороннего водителя, врезавшегося в беспилотный Гугломобиль сзади, когда тот стоял на красном свете.
Этот успех позволил команде Google сократить экипаж своих опытных машин. До сих пор в них ездили по два человека. Это был водитель, который в основном не делал ничего, но должен был брать управление на себя в случае сбоя системы или аварийной ситуации на дороге, и инженер, следивший по компьютеру за работой встроенной в автомобиль электроники. Теперь Гугломобили продолжат свои тесты с одним человеком на борту — водителем, выступающим в роли «запасного варианта» на случай поломки робота.
У компании Google пока нет конкретных планов по внедрению разработки в массы. Но, возможно, она начнёт продавать лицензии автопроизводителям. Последние, впрочем, тоже работают над похожими комплексами. И, конечно, колоссальный прогресс в последние годы продемонстрировали экспериментальные автомобили-роботы, построенные в различных университетах и институтах. Так, в 2010 году беспилотное купе, созданное совместно Фольксвагеном и Стэнфордом, забралось на гору Пайкс-Пик с приличным временем, а четыре беспилотных микроавтобуса, построенных в лаборатории машинного зрения и интеллектуальных систем университета Пармы (VisLab), по большей части без вмешательства водителей преодолели путь из Италии в Китай.
Что до серийных автомобилей, то пока рано говорить об их полной автономности, а вот частичная автономность — на подходе. Достаточно вспомнить получающее всё большее распространение автоматическое торможение, или недавно представленный кадиллаковский суперкруиз, берущий всё управление машиной на себя при движении по автостраде, или вольвовскую систему автономного передвижения машин «взводами» (проект Sartre). Последнюю в начале нынешнего года проверили в очень напряжённом режиме: три легковушки самостоятельно следовали за грузовиком с минимальной дистанцией, но электроника чётко синхронизировала разгон и торможение всех машин, а также их перемещения в рамках полосы.