Дизайнерская компания Studio Roosegaarde и строительная фирма Heijmans Infrastructure разработали проект интерактивной умной дороги Smart Highway, которая обладает светящейся разметкой, множеством сенсоров, системой сбора энергии и умением реагировать на дорожную ситуацию. На выставке Dutch Design Week, прошедшей в Эйндховене на минувшей неделе, жюри конкурса Dutch Design Awards наградило проект званием Best Future Concept. Самое интересное: в середине 2013 года компаньоны намерены проложить в Нидерландах первые метры своего футуристического шоссе.
Конечно, голландцы далеко не первые, кто обратился к теме «Умных дорог». В том или ином виде отдельные элементы таких систем уже встречаются. Достаточно вспомнить меняющиеся электронные знаки или сенсоры трафика, посылающие данные в единый центр управления движением и также корректирующие работу светофоров.
А уж концепций такого плана было хоть отбавляй. Так, американцы придумали солнечные шоссе со встроенными в покрытие фотоэлектрическими панелями, собирающими энергию для светодиодной интерактивной разметки, зажигающейся ночью. У корейцев уже действуют первые образцы дорог, способных бесконтактным способом заряжать электромобили, причём прямо на ходу. Над аналогичной системой работают учёные в США.
Добавим, что в Британии, к примеру, дорожники давно распробовали уличные фонари, заряжающиеся днём от солнечного света. Голландцы же собрали все эти идеи в один проект и добавили кое-что от себя. Скажем, они уверены, что на дорогах с не слишком интенсивным движением бессмысленно постоянно обеспечивать ночное освещение. Но и совсем без него лучше дорогу не оставлять. Выход простой: нужно встроить в шоссе сенсоры движения и пускать световое пятно аккурат синхронно с автомобилем, с плавным зажиганием фонарей на некотором расстоянии перед машиной и плавным угасанием света позади неё.
В 2013 году голландцы намерены построить первые пробные участки шоссе с динамической краской, реагирующей на температуру дороги и с фотолюминесцентной разметкой вдобавок. Остальные же предложенные новации должны быть реализованы в металле и испытаны в Нидерландах в течение следующих пяти лет, уверяют в студии Roosegaarde.