Публичная дискуссия об автономном вождении набирает в США всё большие обороты. Наряду с производителями в дебаты включаются политики и учёные. Как сообщает агентство Bloomberg, исследователи из транспортного университета Мичигана проанализировали аварийность машин-роботов от компаний Google, Delphi, Audi и пришли к неутешительному выводу: вероятность ДТП для легковушек с автопилотом в два раза выше, чем у обычных автомобилей. Правда, все аварии — мелкие, и произошли они по вине водителей других машин, которые въезжали в роботов сзади. Причина — автономный транспорт «слишком законопослушен».
Вот несколько примеров излишней осторожности. Однажды роботу нужно было перестроиться через три ряда, чтобы съехать с автобана. Машина отлично контролировала обстановку, но «не была уверена», что в быстром и плотном потоке движущихся с разной скоростью автомобилей найдётся пространство для манёвра, — человеку пришлось взять управление на себя. Другой случай: заметив пешехода на краю тротуара, робот резко дал по тормозам и заработал наезд сзади. Перестраховывающиеся автономники неоднократно были замечены за движением по хайвею со слишком низкой скоростью. Они не могут объехать велосипедиста, потому что для этого придётся пересечь сплошную линию разметки, — им проще тормозить до полной остановки. Наконец, учёные задаются риторическим вопросом: сможет ли автономная машина пожертвовать собой и своими пассажирами, направившись в пропасть, чтобы избежать убийственного столкновения со школьным автобусом, набитым детьми?
Иногда нарушение водителем ПДД — единственный способ уйти от неприятностей, реже — вопрос жизни и смерти. Получается, люди должны научить робота противозаконным действиям? «Это дилемма, требующая решения, — говорит Радж Ражкум из университета Карнеги-Меллона, изучающий автономное вождение совместно с GM. — Внутри нашей группы не прекращается дискуссия по данной теме. В основном мы решили придерживаться ограничения скорости». Дмитрий Долгов, работающий в компании Google, считает, что роботам стоит добавить «немного агрессии», дабы те вели себя подобно людям, понятнее и более предсказуемо. Но всё равно автономная машина должна быть так же осторожна, как бабушка за рулём. «Да, есть ситуации, когда мелкое нарушение кажется нам нормальным. Но если вы запрограммируете машины не следовать закону, как далеко это всё зайдёт? — вопрошает Брэндон Шоттли из Мичиганского университета. — Мы увязнем по уши».