Учёные из Технологического университета Тоёхаси в конце прошлой недели продемонстрировали электрокар, работающий без батареи. Экспериментаторы уверяют, что это первый в своём роде автомобиль. Вместо аккумулятора в машине смонтирована система приёма электричества от специальной дороги. По замыслу разработчиков, встроенные в асфальт линии подпитки в случае массового распространения позволят радикально сократить необходимую ёмкость тяговой батареи (всё же в реальной жизни совсем без неё не обойтись), а значит — электромобили станут дешевле.
В предыдущих похожих проектах использовались цепочки из катушек индуктивности, встроенных в асфальт, и плоские приёмные антенны под днищем автомобиля, настроенные на определённую резонансную частоту. Это всё очень похоже на системы стационарной беспроводной зарядки. Только необходимо адаптировать схемы к работе в движении и подобрать правильные параметры катушек в дороге и автомобиле.
В японском проекте принцип передачи несколько отличается. Переменный ток высокой частоты (от 10 до 52 МГц) подаётся на пару параллельных металлических полос, скрытых под слоем асфальта. Стальные же ленты встроены в шины. Хотя между металлическими частями контакта нет (передающую систему и приёмник разделяют и асфальт, и покрышка), при правильных настройках электросхемы в лентах внутри колеса возникает напряжение, которое легко передать на электромотор.
Какой КПД передачи достигнут в последнем прототипе, японцы не уточнили. А в предыдущих опытах с масштабными моделями он превышал 75%. Основным преимуществом системы EVER её авторы считают безопасность. Теперь учёным предстоит проверить работоспособность устройства в более крупном масштабе, для чего заручиться поддержкой каких-либо местных властей, к примеру, в том же Тоёхаси.