Дискуссия о замене зеркал камерами на серийных автомобилях ведётся десятилетиями. У такого решения есть свои плюсы и минусы. И хотя промышленность давно готова — загвоздка в законах. Страна восходящего солнца в этом вопросе оказалась пионером: с 17 июня здесь официально разрешён выпуск автомобилей с камерами вместо зеркал, и в ближайшие месяцы мы можем увидеть такие модели на дорогах.
Ещё прошлой осенью участники Всемирного форума ООН по согласованию правил в области транспортных средств заявили о принципиальной допустимости замены салонных и наружных зеркал на камеры. Теперь дело за правительствами и законодателями тех или иных стран. В течение нынешнего года аналогичные поправки может внести в свои правила Европейский Союз, сообщает издание Automotive News. В 2018 году за ним последуют США, а чуть позже эксперты предрекают вступление в этот клуб Китая.
Камеры, дающие круговой обзор при маневрировании или показывающие дорогу близ заднего бампера, много лет трудятся на разных моделях. Дальнейший переход на видеооборудование иного назначения трудностей не составит. Цифровые салонные зеркала уже внедрены в серии, осталось заменить наружные, как это сотни раз автостроители делали на концептах.
Законодатели решились на радикальный шаг под давлением производителей. И всё же вопросы остались. О внезапном отключении камеры говорить особо не приходится — человек способен адекватно отреагировать на ситуацию. Хуже, если в трансляции картинки возникают задержки или искажения, — тут водитель может не сориентироваться вовремя, а это означает риск ДТП.
Ещё один недостаток новой технологии — фиксированная картинка на экране при повороте головы водителя. С обычным зеркалом легко поменять направление или угол обзора при маневрировании. А отражение боков автомобиля в наружных зеркалах и задних стоек в салонном помогает оценить перспективу и положение машины по отношению к другим объектам. Трансляция с камеры такой возможности не предоставляет.
Но в любом случае процесс уже запущен. Уступка со стороны японских властей может оказаться первым сигналом того, что в скором времени привычный облик легковушек поменяется. Представитель фирмы Ichikoh заявил, что по её экспертной оценке к 2023 году на японском рынке аж 29% займут машины с мониторами вместо салонных зеркал, а 12% (или порядка 900 000 штук) — с камерами и вместо зеркал наружных.