Ралли-рейд Dakar-2009: КамАЗ — он и не в Африке КамАЗ

Рафаэль Гиззатуллин, . Фото: kamazmaster.ru, dakar.com, ginafrallypower.nl

Последний раз гонщики из Набережных Челнов побеждали в 2006 году. Россияне выигрывали «Дакар» больше всех — восемь раз (1996, 2000, 2002–2006, 2009). У Татры шесть побед, у Мерседеса четыре.

К неудовольствию фанатов-традиционалистов, после годичного простоя ралли-рейд «Дакар» покинул опасную Африку. Юбилейный тридцатый «Дакар» прошёл в Южной Америке: главное автоприключение планеты впору переименовывать в «Буэнос-Айрес». Именно там финишировали 268 экипажей из 500 стартовавших, преодолев 9574 км по степям, болотам и пустыням Аргентины и Чили, из которых 5652 км пришлось на скоростные спецучастки.

Понятно, что на «Дакаре» мы болеем за наших. Тем более что в этот раз в зачёте грузовиков развернулась самая острая борьба в караване. Первую половину пути лидировал голландец Жерар де Роой на прототипе Ginaf, преследуемый по пятам тройкой КамАЗов. Но едва начались пески, более лёгкие машины Фирдауса Кабирова и Владимира Чагина вырвались вперёд и до финиша боролись только друг с другом. Отрывы напоминали раллийные: 20 секунд на СУ6 в пользу Чагина, на СУ9 30 секунд в пользу Кабирова. Перед последним этапом Кабиров выигрывал ровно три минуты — это после пяти тысяч гоночных километров!

С этого года для грузовиков разрешено использование сторонних серийных агрегатов. КамАЗ 4326–9 обзавёлся 16-ступенчатой коробкой ZF, раздаткой Steyr, сцеплением SACHS и задними мостами Sisu. Но «сердцем» российского исполина по-прежнему является 830-сильный турбодизель V8 ЯМЗ.

Многие ждали, что команда «КАМАЗ-Мастер» прикажет Фирдаусу пропустить вперёд пятикратного чемпиона «Дакара». Но руководство дало пилотам возможность разобраться самим. На 220 километрах Кабиров снова выиграл полкорпуса по меркам ралли-рейдов — 39 секунд! И второй раз в карьере стал триумфатором гонки. Игравший роль «технички» КамАЗ Ильгизара Мардеева финишировал четвёртым, обогнав почти все боевые экипажи конкурентов.

«Квадрики» стартовали и в «Дакаре-2007»,
но только с этого года они выделены в отдельный класс.
Ранее ATV прозябали в тени двухколёсных собратьев без шансов на победу.

У мотоциклистов, напротив, с первого и до последнего этапа был один лидер — испанец Марк Кома. Главный фаворит гонки, француз Сириль Депре, первые три дня мучался от проколов шин. На третьем спецучастке ему пришлось даже взять взаймы заднее колесо у товарища по команде. Остаток дистанции Депре прошёл безупречно — но догнать не менее аккуратного Кома всё равно не смог. В зачёте квадроциклов безоговорочную победу одержал чех Йозеф Махачек на четырёхколёснике Yamaha Raptor.

Кошмарным выдался проложенный по пустыне шестой спецучасток длиной 506 км. К финишу добралось лишь 32 внедорожника из 141. Организаторам пришлось исключить этап из зачёта и вопреки правилам допустить на следующий старт всех опоздавших — иначе ехать к финишу было бы некому.

В зачёте легковых автомобилей фаворитами считались два коллектива: команда Mitsubishi, выигравшая семь предыдущих марафонов подряд, и легендарная своей невезучестью «конюшня» Volkswagen. Но на этот раз все шишки собрали японцы. У машины Хироси Масуоки накрылся двигатель, сгорел пробитый мотор у Стефана Петеранселя, у Люка Альфана заболел штурман.

Шесть лет подряд с 2003 года Volkswagen претендовал на победу и всякий раз обидно спотыкался. Единственная победа немцев датировалась 1980 годом, когда к Розовому озеру первым пришёл внедорожник Iltis Фредди Коттулински. Теперь час триумфа Туарега.

Конкуренцию «народным автомобилям» долго составлял Насер Аль-Аттиях на внедорожнике BMW X3. Но на шестом этапе у него перегрелся мотор. Чтобы дойти до финиша, катарец предпочел объехать дюны, срезав контрольный пункт. Такой трюк — не редкость на ралли-рейдах, и обычно он карается штрафным временем. Но судьи проявили неожиданную жёсткость и сняли экипаж с гонки. Между прочим, на тот момент Аль-Аттиях шёл первым. Фольксвагеновцы уже предвкушали тройной подиум, как за три этапа до финиша первый номер команды и лидер гонки Карлос Сайнц улетел в овраг. Два оставшихся Туарега умерили прыть и чинно докатили до Буэнос-Айреса. Победу отпраздновал южноафриканец Жиньель де Вильерс.

Пилот NASCAR Робби Гордон принёс американцам первый за всю историю итоговый подиум в легковом зачёте. Тяжеленный монстр Hummer проиграл только заводским прототипам Volkswagen.

Великолепный восьмой итоговый результат показал экипаж россиян Леонида Новицкого и Олега Тюпенкина, выступавших на прототипе BMW X3 полузаводской команды X-Raid. Последний СУ наши прошли вообще со вторым временем, и если бы не обидные две (!) секунды проигрыша де Вильерсу, открыли бы счёт «негрузовым» русским победам на отдельных этапах «Дакара».

Итак, первый американский блин не вышел комом. Несмотря на ляпы в организации (чего стоит только отмена части 12-го этапа из-за «внезапно» возникшей на пути... археологической экспедиции) и подчас странные судейские решения. А интерес к марафону в Аргентине и Чили вообще носил ажиотажный характер. Польщённый организатор Этьен Лавинь даже обронил кощунственную фразу, что ещё вопрос, вернётся ли рейд на историческую родину.

Зачёт мотоциклов (первая десятка)
Позиция Гонщик Мотоцикл Общее время Отставание Штраф
1 Кома KTM 52:14:33    
2 Депре KTM 53:40:11 +1:25:38 3:00
3 Фретинье Yamaha 53:53:29 +1:38:56  
4 Касто KTM 54:32:27 +2:17:54  
5 Родригес KTM 54:36:44 +2:22:11 3:00
6 Уллевалсетер KTM 54:39:35 +2:25:02  
7 Виладом KTM 54:43:02 +2:28:29 20:00
8 Верховен KTM 55:05:12 +2:50:39 38:00:00
9 Кнюйман KTM 55:37:14 +3:22:41 6:00
10 Гонсальвес Honda 56:27:15 +4:12:42 6:00

Зачёт квадроциклов (первая десятка)
Позиция Гонщик Квадроцикл Общее время Отставание Штраф
1 Махачек Yamaha 68:22:06   6:00
2 Патронелли CAN-AM 70:56:06 +2:34:00 3:00
3 Соник Yamaha 76:04:40 +7:42:34 3:00
4 Дельтрё Polaris 79:35:37 +11:13:31 4:00:00
5 Бражина Yamaha 84:21:57 +15:59:51 4:18:00
6 Авендано Suzuki 85:06:21 +16:44:15 -
7 Карлини Polaris 93:32:51 +25:10:45 6:05:00
8 Крафт Polaris 94:34:45 +26:12:39 8:06:00
9 Поттье CAN-AM 108:42:44 +40:20:38 12:30:00
10 Пена Yamaha 115:08:11 +46:46:05 14:13:00

Зачёт легковых автомобилей (первая десятка и российские экипажи)
Позиция Гонщик / штурман Автомобиль Общее время Отставание Штраф
1 де Вильерс / фон Цитцевиц Volkswagen Touareg 48.10:57   -
2 Миллер / Пичфорд Volkswagen Touareg 48:19:56 +08:59 -
3 Гордон / Грайдер Hummer 49:57:12 +1:46:15 -
4 Толлефсен / Эванс Nissan Navara 54:15:31 +6:04:34 -
5 Холовчик / Фортен Nissan Navara 54:48:46 +6:37:49 -
6 Деппинг / Готтшёльк Volkswagen Touareg 56:54:26 +8:43:29 -
7 Заплетал / Уредницек Mitsubishi L200 59:14:05 +11:03:08 -
8 Новицкий / Тюпенкин  BMW X3 CC 61:26:10 +13:15:13 -
9 Шишери / Баумель BMW X3 CC 63:00:46 +14:49:49 2.00:00
10 Рома / Сенра Круз Mitsubishi Racing Lancer 65:38:43 +17:27:46 -
37 Кузнецов / Нешин  Mitsubishi Pajero L200 94:17:10 +46:06:13 4.44:00
42 Воликов / Кузьмич  Toyota Land Cruiser 120 103:21:22 +55:10:25 -
43 Соловьев / Жильцов  Buggy SMG V8 103:40:25 +55:29:28 2.00:00
48 Бараненко / Шурже  Toyota Land Cruiser Prado 114:08:32 +65:57:35 4.00:00
78 Беркут / Николаев  Mitsubishi Pajero EVO 327:08:18 +278:57:21 +204.00:00

Зачёт грузовиков (первая десятка)
Позиция Гонщик / штурман / механик Автомобиль Общее время Отставание Штраф
1 Кабиров / Беляев / Мокеев  КамАз 49.34:46   -
2 Чагин / Савостин / Николаев  КамАз 49:38:25 +03:39 -
3 де Роой / Колсул / ван Мелис Ginaf 50:34:42 +59:56 -
4 Мардеев / Мизюкаев / Мардеев  КамАз 56:21:16 +6.46:30 -
5 Эхтер / Руф / Кляйн MAN 56:54:27 +7.19:41 -
6 де Азеведо / Жусто / Мартинес Tatra 59:06:04 +9.31:18 -
7 вила Рока / Торреллардона / Бусомс Mercedes 65:41:26 +16.06:40 -
8 ван Гинкель / Тистерман / де Роой Ginaf 66:04:33 +16.29:47 -
9 Ювантени / Криадо / Роман MAN 69:28:31 +19.53:45 -
10 Сжаллер / Поцик / Цитари MAN 70:01:47 +20.27:01 -

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...