Американские автогиганты
Кредит возьмут только две компании — General Motors и Chrysler. Ещё до Нового года им перечислят $13,4 млрд, а оставшиеся четыре они получат в феврале. Концерны смогут погасить часть долгов и платить зарплату рабочим. Но Джордж Буш выдвинул компаниям весьма жёсткие условия.
Если до 31 марта концерны General Motors и Chrysler не проведут реструктуризацию, не сократят уровень зарплат и премиальных, деньги придётся вернуть государству. Если же вернуть не смогут, то должны будут отдать государству свои акции на сумму, эквивалентную 20% от предоставленного кредита. То есть General Motors в случае чего отдаст акции на сумму $2,68 млрд, а Chrysler — на $800 млн. Примерно столько сейчас стоят сами компании. Фондовый рынок колеблется, но цена концерна GM в декабре всё равно не превышала трёх миллиардов долларов. А Крайслер аналитики оценивают менее одного миллиарда.
Отдать эти акции — означает быть национализированными. Именно это грозит концернам, если они не выполнят требования Буша о реструктуризации. Правда, акции государства будут считаться неголосующими, дающими собственнику лишь ограниченные права. Но собственник, даже неголосующий — все равно хозяин. Поэтому концерн Ford, финансовое положение которого пока некритично, не захотел брать деньги на таких условиях.
Напомним, три автогиганта просили у США в общей сложности $34 млрд. Буш говорит, что выделенные им $17,4 млрд — лишь краткосрочная мера. А долгосрочную стратегию спасения американского автопрома будет разрабатывать избранный президент Барак Обама, когда займёт своё кресло весной. Собственно, Ford ждёт именно плана Обамы. А концернам General Motors и Chrysler пришлось согласиться на условия Буша и возможную национализацию.