Вереницы этих автомобилей первыми встречают вас в аэропорту, на вокзале, являются неотъемлемой частью городского пейзажа. Словом, служат визитной карточкой любой страны. По степени их ухоженности, по возрасту в конце концов, проще всего составить первоначальное впечатление об уровне жизни того или иного государства, и, как правило, оно самое верное.
Идея использовать автомобиль для регулярной перевозки пассажиров на коммерческой основе возникла не так уж давно. Хотя наёмные конные экипажи в крупнейших европейских столицах были известны с XVII века, к дорогому и экзотическому самодвижущемуся экипажу извозчики присматривались лет десять, не меньше. Первая таксомоторная компания открылась в 1897 году на родине автомобиля — в Штутгарте. А дальше пошло-поехало. Едва страна ступала на путь автомобилизации, как через несколько лет на улицах её городов появлялись «извозчики с мотором».
Прошло лишь несколько лет с момента изобретения бензинового такси, и эксплуатировавшие его компании поняли, что к выбору машины для извоза следует подходить основательно. Таксомотор нельзя долго держать в гараже, от его пробега зависит прибыль. Водитель наёмного экипажа не может отказать клиенту, если пункт назначения находится на улице с разбитым дорожным покрытием. Нужно, чтобы автомобиль заводился в любую погоду, а риск поломки должен быть сведён к минимуму. Иначе говоря, необходим не просто очень надёжный автомобиль: желательно, чтобы он с самого начала создавался с прицелом на службу такси.
Перспективность поставки автомобилей таксомоторным фирмам одной из первых осознала французская компания Renault. Собственно, выбора у неё и не было. Спрос на такси в Париже начала XX века был колоссальным, а Renault на тот момент являлась одной из самых быстроразвивающихся автомобильных фирм. Поэтому уже в 1904 году, всего через пять лет после рождения предприятия Renault, на рынок был выведен Type AG (фото вверху) — специально созданный для работы в такси. Спрос на этот двухцилиндровый автомобиль с крытым отделением для пассажиров и открытой шофёрской кабиной оказался весьма неплохим: до Первой мировой войны выпускалось примерно по тысяче машин ежегодно. И так уж случилось, что огромный парк парижских такси сыграл важную роль в обороне французской столицы во время боевых действий.
Когда в 1914 году немецкие войска прорвали линию обороны в районе реки Марны, то для спешной переброски стоявшего в Париже гарнизона решили реквизировать 1100 таксомоторов, по большей части как раз производства Renault. За считанные часы они перевезли шесть тысяч солдат и тем самым помогли предотвратить захват французской столицы. За участие в героической операции модель Type AG получила уважительное прозвище Марнское такси и с тех пор считается одним из символов республики.
Что творилось в разорённой после Первой мировой войны Германии, хорошо дают понять романы Эриха Марии Ремарка: безработица, чудовищная инфляция, отсутствие перспектив у простых людей. В таких условиях многие таксомоторные компании стремились снизить тарифы и начинали использовать в качестве такси наиболее дешёвые транспортные средства, зачастую вмещавшие только одного пассажира. Очень популярным, к примеру, был мотоцикл с закрытой боковой коляской.
Неудивительно, что, когда в 1925 году фирма Hanomag выпустила предельно простую модель 2/10 PS, её сразу же стали прочить на роль народного таксомотора. Для своего времени эта двухместная машина была
Компания Citroen выпустила свой первый автомобиль лишь в 1919 году, но практически сразу захватила значительный кусок французского рынка. Предприятие, основанное Андре Ситроеном, сделало ставку на массовое конвейерное производство автомобилей, а также на широкую рекламу своей продукции. Ни того ни другого в Европе ещё не видели, поэтому новые автомобили были приняты на ура. Стремясь подчеркнуть лучшие качества своих машин, Андре то и дело устраивал разнообразные испытательные пробеги в самых диких уголках планеты, но не брезговал и приземлёнными проектами. Например, почти сразу после рождения автомобили Citroen начали эксплуатироваться в том числе как такси и быстро доказали свою надёжность в подобном качестве. Модель В2 (на фото) увидела свет в 1921 году и являлась лишь второй моделью молодой компании. Тем не менее среди доступных для неё 25 типов кузова был таксомоторный, построенный по тогдашней моде, — с открытым шофёрским отделением. Кстати, среди водителей парижских такси в
Свой знаменитый жёлтый цвет такси
У компании Yellow Cab была ещё одна заслуга: она одной из первых в Северной Америке наладила выпуск автомобилей, изначально предназначенных для службы такси. На фото вы видите одну из последних машин производства Yellow Cab — она выпущена в
В отличие от многих других городов Париж
Облик стандартного европейского такси сформировался ещё до Второй мировой — с появлением Mercedes-Benz 260 D в 1936 году. Буковка после цифрового индекса ознаменовала настоящую революцию: это был первый в мире серийный дизель, спроектированный специально для легкового автомобиля. Конечно, мощность на уровне 45 сил сногсшибательной динамики не обеспечивала, зато экономия на топливе выходила колоссальная. Вскоре употребление трёх слов — «мерседес», «дизель», «такси» — в одном предложении перестало вызывать удивление у кого бы то ни было.
В годы войны многим европейским странам стало не до такси. Особенно тем, которые попали в зону немецкой оккупации. Большинство автомобилей было реквизировано властями рейха, а тем, что остались, нечем было заправляться, так как бензин выделялся строгими порциями. Но людям надо было
Типичный
В
Типичное африканское такси — древний Peugeot, откатавший несколько сотен тысяч километров. Показанная на снимке модель 203 (1948) служила в Тунисе и была первой из череды простых и надёжных послевоенных заднеприводных Peugeot. В бывших французских колониях заметное влияние метрополии на состав автопарка сохранилось по сей день. Причём по удельному количеству автомобилей до уровня Peugeot его конкуренты Renault и Citroen не дотягивают, даже вместе взятые.
Типичный итальянский формат — шестиместный автомобиль размером с наш «горбатый» «Запорожец». Fiat 600 Multipla являлся одним из прообразов современного микровэна. Конечно, заднемоторная компоновка не допускала существенных трансформаций кузова, зато на трёх рядах сидений умещалась большая компания. Итальянские таксисты просто обожали Мультиплу. Судите сами: вместимость как у автомобиля двумя классами выше, расход топлива притом в два раза меньше, да и размеры позволяют завернуть в самый узкий проулок. Неудивительно, что в строю эти машины оставались вплоть до
Переходным звеном между довоенными английскими кэбами и знаменитым лондонским такси в его сегодняшнем виде являлся Austin FX3 1948 года. Его внешность дышала стариной, слева от водителя располагалось открытое всем ветрам багажное отделение, бензиновый двигатель был на редкость прожорлив, а механическая коробка передач быстро утомляла в городских условиях. Через несколько лет после начала выпуска модели в таксомоторных парках приступили к самостоятельному монтажу на Austin появившихся в продаже малолитражных дизелей Perkins и Standard. К 1956 году до установки дизеля созрела и сама фирма-производитель. А ближе к концу конвейерной жизни FX3 несколько моделей было снабжено и автоматическими коробками передач. Так, медленно и постепенно, складывался образ типичного английского такси.
В
Зато в том же достопамятном 1959 году фирма Renault предложила смелую концепцию таксомотора вагонной компоновки. К сожалению, Project 900, как и многие другие оригинальные такси, не получил развития. Преимущества вагонной компоновки, такие как малый диаметр разворота и минимальные габариты, нивелировались не менее существенными недостатками — дороговизной производства, а также низкой пассивной безопасностью в случае лобового столкновения. А у вагонного такси Renault было ещё одно слабое место:
Знаменитый Checker модели А11 за долгие годы производства стал настоящим олицетворением американского таксомотора. Небольшая фирма Checker была основана в 1922 году в городке Каламазу, штат Мичиган, и занималась исключительно выпуском таксомоторов. Поначалу модели менялись довольно часто, но с появлением A11 в
Парк такси итальянского курорта Капри, пожалуй, самый оригинальный в мире. Начнём с того, что с давних пор все таксомоторы на острове — кабриолеты. К примеру, в
В
Разукрашенный в немыслимые цвета автобус с облицовкой радиатора на мотив американского Джипа — самый массовый вид общественного транспорта на Филиппинах. Это Jeepney — аналог наших маршруток. Первые подобные автомобили появились сразу после Второй мировой войны, когда брошенные американскими войсками Джипы местное население, удлиняя кузов, стало превращать в пассажирские машины. В наши дни все Jeepney давно собираются на базе современных агрегатов, но легендарного сходства с Джипами они, наверное, не лишатся никогда.
Совсем недавно столицу Мексики нельзя было представить без бело-зелёных «Жуков». Именно они составляли основу таксомоторного парка Мехико. Весело тарахтящие расположенным сзади двигателем воздушного охлаждения, они отличались самыми низкими тарифами на перевозку. Конкуренция в условиях крупнейшего в мире парка такси — 60 тысяч машин! — была жесточайшая. Но с 2001 года загрязняющих воздух зелёных «Жуков» принялись убирать с улиц под предлогом, что по новому закону такси должны быть исключительно четырёхдверными. А Фольксваген не мог быть таким в принципе. Хотя для удобства посадки назад у него даже было удалено переднее пассажирское кресло.
Ещё недавно машины, использовавшиеся в службе такси стран Южной Америки, были самыми архаичными. Местные филиалы автомобильных корпораций не стесняясь выводили на внутренний рынок модели, давным-давно снятые с производства в Европе и Америке. Конструкции
Классический лондонский кэб за свою сорокалетнюю карьеру сменил несколько марок, перепробовал массу различных, большей частью дизельных, двигателей, оставаясь неизменным только в одном — в форме кузова. Выдающаяся высота английского такси была обусловлена неписаным правилом «человек в шляпе»: господин в вышеназванном головном уборе должен был войти внутрь, не сгибаясь и не снимая его, а небольшая длина машины определялась совершенно официальным лондонским законом об ограничении диаметра разворота для таксомоторов. Легендарный лондонский кэб начал свой путь в 1958 году как Austin FX4, а закончил его без малого сорок лет спустя, в 1997 году, под именем LTI Fairway. Он словно отражение всей английской автопромышленности: в первые годы — продукт крупной корпорации, под конец — изделие крошечной, специализирующейся на изготовлении такси фирмы. Первый двигатель лондонского кэба — истинно английский дизель Austin, последний — импортируемый из Японии Nissan. Тем не менее большинству подробности судьбы лондонского кэба неинтересны, для них он просто один из символов английской столицы.
Большинство японских такси — это классические седаны Toyota Crown Comfort, выпускаемые практически в неизменном виде с
Думаете, опыты с такси на гибридном приводе начались с приходом тойотовского Приуса? Вы глубоко заблуждаетесь: фирма Audi запустила в опытную эксплуатацию бензоэлектрическое такси на базе универсала 100 Avant ещё в 1989 году. К сожалению, опыт был признан неудачным: тяжёлые аккумуляторы заметно увеличивали вес машины, что сводило на нет все достоинства бензоэлектрического привода. Да и сам принцип действия гибридной установки был по меркам сегодняшнего дня примитивным. Достаточно сказать, что источник движения — или бензиновый мотор, передающий тягу на передние колёса, или электромоторы, сообщающие крутящий момент назад, — выбирал водитель. Само собой, никакой управляющей электроники не предусматривалось, да её в те времена толком и не было. Поэтому идею не вредящего природе такси оставили на перспективу.
Первая неудачная попытка заменить классическое лондонское такси
Завершающий аккорд нашего путешествия по миру такси — сверхскоростной Peugeot 406 из фильма «Такси». Пожалуй, это единственный в мире случай, когда киношный таксомотор превратил банальный седан 406 в чудо-машину. Поначалу прохладно относившаяся к проекту фирма Peugeot после успеха первой части рьяно взялась за спонсорство продолжений. Помогло это или нет в продвижении серийных машин, точно сказать не можем. Но до сих пор «четыреста шестой» седан остаётся одним из самых популярных французских такси.
Мы охватили лишь основные тенденции в развитии таксомоторов. Ведь в каждой стране свои правила, свои традиции, свой уровень доходов. Неизменно одно: нет ни одного государства без службы такси. Поэтому, подняв руку на обочине или набрав заветный номер телефона, вы точно знаете, что рано или поздно в поле вашего зрения окажется экипаж, готовый за определённую сумму доставить вас хоть на край света.