В автомобильном мире есть только две ключевые фигуры — производитель и покупатель. Но так устроен рынок, что эти двое не могут самостоятельно найти друг друга без помощи посредников-прихлебателей.
А кто же такой на самом деле продавец? Ведь этому человеку, имя которого забывается к первому ТО, мы доверяем самую главную сделку после покупки жилища. В его руках — наше ежедневное счастье. И, что самое главное, — результат работы тысяч человек, создающих автомобиль. Мы хорошо представляем себе, в каких муках рождается машина. И всегда жаждали узнать, каким образом она достигает или упускает покупателя.
Поэтому когда от одного из московских дилеров марки Opel пришло приглашение влезть на пару дней в шкуру продавца, мы, не раздумывая, согласились. А редакция DRIVE.RU делегировала именно меня под предлогом того, что нет среди нас более никчёмного в вопросах корысти и выгоды человека.
Забегая вперёд, скажу, что ни одного Опеля я так и не реализовал, и окажись я всамделишным продавцом,
Как и в любом сравнительном тесте, подбираются автомобили разных марок с максимально близкими характеристиками. Но дальше журналисту приходится полностью перестраивать голову: минусы автомобиля «своей» марки нужно инстинктивно переводить в плюсы. Причём не всегда правдоподобно. У
Чушь!
Сейчас основное оружие Опеля — Corsa. Маленький хэтч действительно полюбился россиянам. Я понимаю почему: продавать Корсу легко. Поиск преимуществ над конкурентами не составляет никаких проблем. Цифры упорно говорят о том, что Corsa по многим показателям превосходит основных конкурентов — Getz и Фиесту. Но будет ли всё так же радостно, когда на сцену выйдут новая Fiesta и Hyundai i20?
Смотрите, как непросто с Астрой. Вроде бы неплохой автомобиль, но пресловутый поиск преимуществ говорит о том, что машинка явно слаба. Камень преткновения — Ford Focus. После коллективного обсуждения журналисты-продавцы пришли к выводу, что Astra превосходит его главным образом по дизайну. И тут же получили по рукам от инструкторов: дизайн — не преимущество! Продавец вообще не может оперировать этой категорией. Потому что восприятие дизайна субъективно. Это прерогатива покупателя. Для меня, допустим, Astra — красавица, а для вас — уродина. И что я вам тогда продам, если у меня нет козырей, кроме дизайна?
Интереснее всего мне показалась вторая часть тренинга — по психологии продаж. В самом деле, когда ещё удастся увидеть себя, клиента, чужими глазами? Каждый продавец должен чувствовать человека, который пришёл в автосалон. Выйти с ним на одну волну. Выявить, с какой целью он явился и на каком этапе принятия решения находится.
Этапов может быть три. Первый — сбор информации — определяется, в частности, по вопросу «что у вас есть?». Если я обратился к продавцу с такими словами, значит, я хочу не знаю что или, проще говоря, мне ничего конкретного не надо. Для продавца это холостой выстрел — я всё равно уйду ни с чем. Но он может помочь мне выявить мои потребности, сформировать требования. Тогда у меня будет пища к размышлению — и, как знать, я могу ещё вернуться.
Второй этап принятия решения — оценка альтернативы. Вот я пришёл в автосалон Opel с ниссановским буклетом: присматриваюсь к определённой машине, вникаю в характеристики. Тут на меня надо обрушивать все два месяца тренингов: я хочу знать о преимуществах вашего продукта! Продавцу нужно приложить максимум своих знаний — и не проколоться.
Если же я целенаправленно марширую от входа к конкретной машине, то, очевидно, знаю, за чем пришёл. Тут главное — не спугнуть. Продавец должен всячески дать мне понять, как он уважает мой выбор. И вбить мне в голову, что эта модель — именно для меня. С таким покупателем работать проще всего, ведь за продавца тут уже сделали всю работу... журналисты.
Странно, что продавцы нас не любят: мы же облегчаем им жизнь! Или
А ещё продавец должен быть талантлив — это очевидно. Причём талант продавца заключается в понимании собственной роли в индустрии. Походив по разным автосалонам, я понял, что многие менеджеры не ощущают себя неотъемлемой частью цепочки производитель-покупатель. Автомобиль на них падает из ниоткуда — и уплывает в никуда.
Чему должны учить на дилерских тренингах, так это истории марки, промышленным закономерностям и всему, что развивает в человеке ощущение причастности. Недаром же, например, главным объектом зависти для конкурентов компании Toyota, производителя номер один в мире, является тойотовская дилерская сеть. Японцы считают продавца основой благополучия компании.
Здорово, что отдельно взятый дилер организовал для нас такое мероприятие, — отличный повод порассуждать об особенностях национальной торговли. Но наука продавать и наука побеждать — разные вещи. Например, принесёт ли эта публикация