Провести пять дней на солнечном курорте и посмотреть на ралли — разве не мечта? В рамках серии IRC этапов, позволяющих совместить приятное с полезным, намного больше, чем в мировом чемпионате WRC. Ближайшее к нам место в этом году — Украина. Точнее Крым, где прошла гонка Prime Yalta Rally. Я отправилась туда, на весь гоночный уикенд по приглашению Peugeot. А поскольку нам выдали новенькие «триста-восьмые», то появился шанс самостоятельно исследовать раллийные спецучастки и даже проехаться по допу сразу после гонщиков.
У ралли в Крыму небогатая история. В советские времена здесь проводились соревнования, но их было несравнимо меньше, нежели на Кавказе. Шуметь тут было не принято, дабы не мешать отдыху партийной номенклатуры. После 1987 года лавочку и вовсе прикрыли под лозунгом борьбы за экологию края. Спорт вернулся в
Но только с 2005 года, когда организацией гонок занялся энтузиаст — известный украинский политик и автогонщик Евгений Червоненко, — в Ялте закрепился украинский чемпионат по ралли. Упорство, а также финансы Червоненко позволили в результате довести соревнования до мирового уровня и выиграть в этом году заявку на проведение этапа серии IRC. Важность мероприятия для Украины подчёркивалась присутствием президента Виктора Януковича на церемонии открытия.
Но организационных ляпов всё равно была масса. Хотя этап готовили целый год, а для его обслуживания от Севастополя до Симферополя привлекли около десяти тысяч человек, система действовала несогласованно. Штаб гонки поначалу не мог чётко ответить на вопросы журналистов. Опубликованному заранее расписанию мероприятий верить вообще не стоило. Конференции начинались на час раньше, а церемония награждения, наоборот, была задержана (что, конечно, менее критично).
Первый день ралли состоял из двух недлинных, практически показательных спецучастков, проходящих в черте города. Результаты шли в зачёт, поэтому экипажи ехали уже в боевом темпе. Небольшая дистанция сказалась на результатах дня — первая десятка уместилась в 10 секунд. Лучше всех в четверг показал себя Тьерри Невилль, пилотировавший Peugeot 207 S2000 и лидировавший на тот момент в чемпионате IRC. За пределами десятки остался, к примеру, действующий чемпион серии, Юхо Ханнинен — его наказали десятью секундами штрафа за фальстарт.
После утренних заездов, пользуясь преимуществом личного транспорта, мы разбились на команды и отправились разведывать пятничные спецучастки. Подъём на
Вдоль обочины уже располагаются преданные болельщики. Пешком или на велосипедах, с огромными рюкзаками за плечами, люди поднимаются в гору, выбирают место для завтрашнего просмотра и ставят палатку. Попадаются и автолюбители, но мест для парковки вдоль дороги маловато. Нужно забираться на самый верх, на плато, и там ночевать либо в машине, либо в местных кафешках.
Разведка допов гонщиками чётко регламентирована и проходила ещё во вторник. Дороги во время прописи стенограммы не перекрываются, поэтому пилоты на гражданских машинах должны по возможности соблюдать правила. Проверить правильность записей в боевом режиме получится только во время гонки. Но есть и любители сжульничать. Так, например, в четверг на
Ночевать на плато мы не остались, и в пятницу пришлось вставать в три утра, чтобы забраться на
С погодой повезло. Яркое солнце и практически безоблачное небо прежде всего радовали гонщиков. Пойди дождь или просто зависни на горе облако, сходов было бы намного больше. Местные дороги, как только поднимается влажность, становятся очень скользкими. Это связано с тем, что асфальт содержит мраморную крошку. Вообще качество покрытия оставляет желать лучшего. По словам местных автолюбителей, последний ремонт тут был в
В начале пятницы юный Невилль стал наращивать преимущество над соперниками, пока его не отбросил в конец десятки прокол и вылет с трассы на пятом СУ. Знамя Peugeot подхватил Бриан Буффье, блеснувший на первом этапе IRC в Монако. В то же время Юхо Ханнинен планомерно отыгрывался и уже к середине дня занял вторую позицию в промежуточном зачёте. А по итогам пятницы и вовсе вырвался в лидеры с
В итоге после второго дня ралли противостояние брендов Peugeot и Skoda свелось к поединку между Ханниненом и Буффье. Последнему вернули 4,7 с, потерянные за медленным сэйфти-каром, и разрыв сократился до восьми секунд. На вопрос, собирается ли француз победить любой ценой, или второе место его тоже устроит, он заявил, что постарается ехать как можно быстрее, но не забывая об осторожности, чтобы не потерять важные очки. И это отчётливо стало заметно в субботу. Буффье поехал сдержанно, скорее стремясь сохранить высокое место. Ханнинен спокойно одержал уверенную победу в гонке, а компанию на подиуме ему составил напарник по Шкоде Ян Копецки, ставший третьим. Таким образом, финн стал лидером общего зачёта, где первую четвёрку разделяет всего десять очков. В Кубке конструкторов Peugeot отстаёт от Шкоды на 12 баллов.
На встрече с Брианом Буффье и его штурманом Ксавье Пансери нам представили официальную точку зрения Peugeot относительно разницы французского и чешского подхода к участию в ралли. Для Шкоды, де, это приоритетное направление. В IRC представлена настоящая заводская «конюшня» с соответствующим бюджетом. А для Peugeot автоспорт — это прежде всего
Тут есть свои плюсы. Например, заплатив 320 тысяч евро за хэтчбек Fabia S2000, вы не получите точь-в-точь такую же машину, как те, на которых гоняется заводская команда. Чуть послабее. В то же время более дешёвый клиентский хэтчбек Peugeot 207 S2000 за 280 тысяч евро не будет отличаться от автомобилей Буффье, Невилля или Уилкса. И если судить по результатам, то «пыжик» ничем не проигрывает Фабии в плане техники и скорости. Счёт побед
Несмотря на некоторые осечки в организации, самим пилотам крымская гонка пришлась по душе. Да и поддержка правительства в странах СНГ — достаточно весомая гарантия надлежащего уровня проведения соревнований. Учитывая, насколько радушно приняли чемпионат IRC в Крыму и сколь благодатны местные пейзажи для картинки канала Eurosport, я думаю, стоит ожидать нового визита серии в Украину. Да и мы с удовольствием вернёмся в Крым — нас тянет на курорт по старой советской привычке.