Когда в редакцию пришло приглашение от Шкоды посетить этап чемпионата IRC по ралли в Монте-Карло, я могла только мечтать, что туда отправят именно меня. Но мысль увлечённого материальна: собрав чемодан и вооружившись фотоаппаратом, я лечу на Лазурный Берег смотреть первую в жизни гонку. На месте выясняется, что чемодан я собрала неправильно — в расчёте на тепло в Монако. А про то, что ралли, собственно, проходит в горах, я совершенно не подумала.
Впрочем, пострадать было за что: в этом году легендарная гонка, стартующая в Монако, праздновала своё столетие. Оказывается, ралли Монте-Карло, спецучастки которого проложены по дорогам и серпантинам в Альпах, прошло впервые аж в 1911 году (подробнее — во врезке «История»). Ещё до начала соревнований было с чем поздравить и фирму Skoda: она отмечает 110 лет спортивной карьеры. Чешская команда, кстати, — прошлогодний победитель серии IRC (Intercontinental Rally Challenge).
Ралли Монте-Карло перешло в календарь интерконтинентального первенства после конфликта с организаторами мирового чемпионата WRC. Однако, несмотря на понижение в статусе, известные пилоты не отказываются от участия в «Монте» без уважительных причин. Секрет притягательности этой престижной гонки заключается прежде всего в неповторимом миксе дорожных условий. В течение одного спецучастка под колёсами может оказаться и сухой асфальт, и грунт, и снежная каша, и голый лёд. Стартуя в предгорье при плюсовой температуре, экипаж может финишировать высоко в горах, где намного ниже нуля. Здесь правильный выбор шин — главный залог победы.
Наше внимание, по понятным причинам, было приковано к пилотам команды Skoda Motorsport, выступающим на хэтчбеках Fabia Super 2000. И поначалу прошлогодние чемпионы выступили амбициозно. По итогам первого дня заводской пилот Юхо Ханнинен привёз ближайшему сопернику Фредди Лойксу, также выступающему за Шкоду, 44 секунды! Третьим с почти минутным отставанием шёл именитый Петтер Сольбег на Peugeot 207 S2000. Правда, мы завязки этой схватки не видели: группа российских журналистов ещё находилась в пути. Организаторы подготовили нам посещение только двух спецучастков: допа Сан Жан-ан-Ройян во второй день ралли и знаменитой ночной битвы на перевале Коль-де-Турини в последний.
В четверг утром, узнав о реальной погоде в горах, я была вынуждена надеть на себя всё, что только нашлось в чемодане. Смотреть ралли — удовольствие на любителя. Долго добираешься до места, долго ждёшь проезда, наблюдаешь, как один за другим автомобили стремительно пролетают мимо, а потом, намёрзнувшись, долго пытаешься уехать восвояси. Погодные условия чаще всего неблагоприятны. Болельщики для согрева разводят костры и принимают внутрь горячительные напитки, а фотографы в светоотражающих жилетах стараются больше передвигаться между специально огороженными точками.
Первыми на маршрут выходят так называемые «нулевые» экипажи — их задача проверить трассу, присутствие на своих местах маршалов, соблюдение мер безопасности. Пилоты едут быстро, но не на время, а в удовольствие. За рулём — много известных людей, есть журналисты. Сами машины — это зачастую какие-нибудь «горячие» новинки вроде Renault Megane RS N4. Спустя
Не имея под рукой радио- или телеприёмника, сложно понять, кто лидирует в гонке, а кто отстающий. Голова пелотона проходит маршрут первой, но порядок топ-пилотов не отражает положения в зачёте. Очерёдность корректируют только раз в несколько допов. Узнать, кто выиграл конкретный спецучасток, возможно только по финальным протоколам в пресс-центре. Разглядеть весь пелотон получится от силы на паре СУ за день — пока хвост доезжает один доп, голова уже стартует на следующем.
Первая половина четверга не принесла изменений в топе. На пятом СУ, который мы и посетили, первые семь пилотов уместились в десять секунд. Но к вечеру ветер нагнал небольшие облака, и на седьмом допе пошёл снег, мало кем ожидаемый. Тут выиграл тот, кто ранее правильно выбрал шины. На ралли комплект колёс устанавливается на секцию — половину спецучастков дня. В данном случае на два допа. В комплект входят также две запаски, которые необязательно должны быть одного типа с колёсами, установленными на осях. В случае внезапной смены погоды шины разного типа монтируют по диагонали: у раллистов это называется оверкросс. Минус в том, что переобутая таким образом машина
Самый удачный комплект — основные промежуточные шины и запасные шипованные — оказался у местного гонщика Peugeot Бриана Буффье. После седьмого спецучастка француз вышел на первое место. Впрочем, и он не избежал нескольких разворотов. Что уж говорить о гонщиках, надевших слик! Лидер Юхо Ханнинен не только растерял всё преимущество, но, финишировав
В течение дня пилоты несколько раз посещают сервисные зоны для ремонта и смены шин. Сервис-зона — это город шатров. Механики и необходимое оборудование путешествуют в огромных грузовиках. На все технические операции командам отводится ровно полчаса. Лишние минуты в ремзоне или опоздание на пост контроля времени (КВ) на старте спецучастка пенализируются из расчёта десять штрафных секунд к результату за минуту просрочки. Проблема точного прохождения КВ стоит остро, ведь между допами надо ещё преодолеть приличное расстояние по дорогам общего пользования с соблюдением ПДД.
Вечером мы посетили боксы Шкоды в Валансе. Меня поразило то, что, в отличие от
В ночь на пятницу мы двинулись в сторону Монако, где нас ждал легендарный спецучасток на перевале Коль-де-Турини. По традиции, он проводится в тёмное время суток. Свет фар, прорезающий сумрак, оправдывает название «Ночь длинных ножей». Нам дали возможность оценить сложность извилистой трассы, изобилующей поворотами-шпильками: небольшой туристический автобус провёз нас от старта до собственно деревеньки Коль-де-Турини, которая расположена в Альпах на высоте 1600 м, примерно посередине спецучастка. Дорога заняла минут сорок. Раллийным машинам требуется не больше десяти.
Здесь — максимальное количество зрителей. В деревне для них организована освещённая площадка, хот-доги и горячие напитки. Любимым развлечением болельщиков является выбрасывание снега с обочин на дорогу. Подобная шалость стоила результата многим гонщикам, а буквально в прошлом году дорого обошлась Себастьену Ожье, который по причине ошибки на Коль-де-Турини не смог навязать борьбу победившему в итоге Микко Хирвонену.
В этот раз обошлось без эксцессов, а лучшими бойцами на световых ножах оказались французы: быстрейшими на Коль-де-Турини стали Николя Вуйоз и асфальтовый ас Стефан Сарразан. Последний выиграл два допа к ряду, и только на одном из четырёх ночных спецучастков всех опередил итальянец Джандоменико Бассо.
Далее пятничные спецучастки не были особо скользкими, и отрывы среди лидеров были минимальны. Возможности исправить упущенное накануне у Ханнинена не было. Идущий первым в «абсолюте» Буффье не стремился одержать победу на всех допах, но держал хороший темп и стабильно финишировал в десятке. В итоге француз с полуминутным преимуществом над ближайшим соперником и выиграл ралли, на радость местным болельщикам. Второе место досталось заводскому пилоту Шкоды Фредди Лойксу, третье — гонщику команды Peugeot UK Гаю Уилксу. За полночь гонщики вернулись в Монако и оставили машины в закрытом парке. Бурных торжеств и празднований предусмотрено не было. Все разошлись, чтобы отдохнуть перед церемонией награждения, намеченной на полдень субботы.
На обратной дороге с Коль-де-Турини наш автобус попал в жуткий затор. И без того узкий серпантин «пересох» до одной полосы
Посещение ралли, и особенно ночного спецучастка, запомнилось мне атмосферой яркого праздника, феноменальной скоростью гонщиков, милым общением с болельщиками и жутким холодом. Не заболеть мне помогли только вовремя принятые внутрь меры. Но, даже вымерзнув до костей, я не откажусь снова вернуться на допы, если ещё представится возможность. Просто в следующий раз я уже буду готова. Положительные эмоции от мероприятия не омрачили ни пробки, ни конфуз на церемонии вручения (
История ралли Монте-Карло
Первоначальное значение слова rally — «сборище, встреча». И на заре автоспорта именно такими и были автомобильные соревнования — сборищем энтузиастов. Не было заездов на время, спецучастков, стенограмм и толп болельщиков вдоль дороги. Всё это появилось позже и закрепилось во многом благодаря ралли Монте-Карло, которое с любовью ещё называют просто «Монте». Гонка прославилась сложностью дорожных и погодных условий.
Ещё в 1909 году по распоряжению тогдашнего правителя княжества Альберта I начались подготовительные работы по проведению мероприятия. И в
Соревнующимся предстояло проехать по заданным маршрутам примерно одинаковой протяжённости, чтобы встретиться на Лазурном Берегу. Автомобилистам предписывалось выдерживать среднюю скорость 10 км/ч с обязательной отметкой в контрольных пунктах на дистанции. Мало было приехать первым, в результатах также учитывалось количество пассажиров, комфортабельность поездки и внешний вид автомобиля. После всех подсчётов в первый год лучшим оказался знаменитый среди современников французский лётчик и гонщик Анри Ружье на автомобиле Turcat-Méry. А всего до Монако доехали 18 машин, что является лучшим результатом по соотношению количества стартовавших и финишировавших за всю историю ралли.
Уже на следующий год регламент был пересмотрен: средняя скорость увеличилась до 25 км/ч, под запретом оказалась замена двигателя и деталей шасси, а количество стартовых точек увеличилось до десяти. Были разосланы приглашения спортсменам мирового уровня, и в списке участников появились русские фамилии. Известный мото- и автогонщик, редактор журнала «Автомобиль» Андрей Нагель и его коллега Вадим Михайлов на первом отечественном автомобиле Руссо-Балт решились преодолеть путь от Петербурга до Монте-Карло.
Именно российский экипаж после всех трудностей восьмидневного пути прибыл первым в княжество, но победа в итоге досталась Жулье Бётле, пилотировавшему
Год спустя соревнование уже не проводилось, в Европе было неспокойно, в преддверии Первой мировой войны нарастали противоречия между Германией, Австро-Венгрией, Францией, Великобританией и Россией. Ну, а потом, собственно, и разгорелся конфликт. После войны ралли Монте-Карло возобновилось лишь в 1924 году. А в следующий раз десятилетний перерыв в истории соревнования случился во время Второй мировой войны, с 1939 по 1949 годы.
Двадцатые-тридцатые годы XX века были периодом, когда началось формирование понятия «ралли», каким мы знаем его сейчас. Для определения победителя начали проводиться заезды на время на заданных отрезках маршрута, потом за ними закрепилось название спецучастков. С появлением допов у профессиональных гонщиков появилась привычка заранее разведывать маршрут и составлять дорожные карты его прохождения. Так возникли стенограммы, а пассажир рядом с водителем начал играть немаловажную роль штурмана. Сейчас хорошо известно, что даже отличный пилот при плохом штурмане вряд ли сможет бороться за победу, а вот примеры обратных случаев встречаются. Между тем традиция «Звёздного сбора», когда участники приезжают в Монако из нескольких равноудалённых точек Европы, осталась и по сей день, правда, на современных состязаниях решающего значения она не имеет.
Хотя преодоление пути до Монте-Карло никогда не рассматривалось как загородная прогулка и победители ралли навсегда попадали в анналы истории, статус соревнования долгое время оставался более развлекательным, чем спортивным. Известность ралли как мероприятия, где для победы гонщику необходимо выложиться полностью и выжать все соки из автомобиля, появилась в
Под конец хрущёвской оттепели в 1964 году в Монако вернулись российские экипажи. Выход на старт ралли Монте-Карло был важным политическим и экономическим шагом. Надо было показать надёжность отечественных автомобилей. Для участия в соревновании были выставлены два
Во второй половине шестидесятых на ралли Монте-Карло бал правили автомобили Mini (1.0,
В конце
Когда в 1973 году международная автомобильная федерация (FIA) начала проводить мировой чемпионат по ралли (WRC), Монте-Карло было выбрано открывающей гонкой сезона. Эта традиция сохранилась вплоть до разрыва с серией в 2008 году, когда организаторы WRC захотели расширить географию чемпионата, и поэтому некоторым старым гонкам, в том числе и Монте-Карло, было предложено принимать состязание через год. Автомобильный клуб Монако обиделся и решил сделать ралли открывающим этапом категории IRC. Но не будем забегать вперёд. Поздние
Начало
В
В конце
А с 2009 года ралли Монте-Карло, как уже упоминалось, поменяло прописку. Из календаря серии WRC гонка перебралась в более демократичный и бюджетный класс IRC. В этот год победу праздновал Себастьен Ожье на Peugeot 207 S2000 — молодой француз, явно метящий в наследники Лёба. В следующем году путь к победе Ожье забросали снегом шаловливые зрители, и трофей достался Микко Хирвонену за рулём Форда Fiesta S2000. Стоит отметить, что с
Спортивной Шкоде — 110 (Роберт Есенов)
Чехи высчитали, что из 116 лет существования фирмы (в качестве отправной точки выбран 1895 год) Skoda 110 лет в автоспорте. Впервые компания из Млада-Болеслава приняла участие в соревнованиях ещё в то время, когда именовалась Larin & Klement. В
Следующая страница — переход от мотоциклов к автомобилям. С 1908 по 1911 год чехи выставили на старт не самых престижных гонок в Боснии, Франции и России (марафон из Санкт-Петербурга в Москву) серийные открытые модели Laurin & Klement. Позже, в первой половине
В 1936 году чехи вышли на битву в рамках ралли Монте-Карло. Пилоты ездили на доработанных родстерах Skoda Popular: вместо стандартного мотора 1.1 инженеры установили «четвёрку» рабочим объёмом 1,4 л, перенастроили ходовую часть, инсталлировали гидравлические тормоза, дооснастили машину дополнительным топливным баком и обогревом ветрового стекла. И проделанная работа была вознаграждена: двухместный Popular стал вторым в своём классе и
Потом началась Вторая мировая война, в ходе которой завод компании Skoda на оккупированной территории был превращён в предприятие по производству военной техники для Третьего рейха. Завод в Млада-Болеславе реконструировали в
А в
Прошло всего два года с той памятной питерской гонки, а чехи уже подготовили очередной болид — Skoda F3 (Typ 992). Это был одноместный автомобиль с открытыми колёсами, предназначенный для соревнований в классах Formula Junior и Formula 3. Трубчатая пространственная рама, внешние панели кузова из алюминия и пластика, рядный четырёхцилиндровый мотор 1.2 (76 или 90 л.с.) — болид массой 410 кг мог развивать до 210 км/ч. По сложившейся традиции, чаще всего «формулы» Skoda F3 выступали на гонках, проводившихcя в Чехословакии. Но были заезды и в СССР, в рамках мероприятия Cup of Peace and Friendship: в 1968 году на трассе Бикерниеки (Рига) Ярослав Бобек занял второе место за рулём «эф-третьего».
С появлением отделения Skoda Motorsport в начале
Эра заднеприводных гоночных Шкод завершилась в 1989 году. И с тех пор заводское отделение Skoda Motorsport сосредоточило все силы на раллийной программе. Чехи выступали на переднеприводном ралли-каре, построенном на базе модели Favorit. Это был надёжный автомобиль, но его
Спустя год был представлен кит-кар на базе хэтчбека Skoda Felicia. Этот автомобиль, дебютировавший на ралли Швеции, благодаря новым двигателям 1.5 (145 л.с.) и 1.6 (153 л.с.) занял первые места на этапах в Новой Зеландии и Австралии, четвёртое и пятое места в Монте-Карло, а также получил серебро в Португалии. Однако успехи в мировом чемпионате Formula 2 для Фелиции ограничились третьим местом.
На смену Фелиции в 1998 году пришла переднеприводная Octavia, которая, впрочем, уже через год ушла в тень полноприводной модификации Skoda Octavia WRC. В свой дебютный сезон 1999 года Octavia WRC отъездила семь гонок чемпионата из 14. Но именно в это время Армин Шварц добился лучшего результата в карьере Октавии, став третьим на ралли «Сафари». Вплоть до ухода в отставку в 2003 году пятидверка ничем особенным не отличилась — уж слишком сильны были конкуренты: Mitsubishi Lancer Evolution, Peugeot 206 WRC и Subaru Impreza WRC.
Изменить ситуацию должна была полноприводная Fabia WRC — более компактный
Заводчане вернулись в ралли в 2008 году. Болид Skoda Fabia S2000 был заявлен в чемпионат International Rally Challenge (IRC). Машина начала побеждать уже через год: в сезоне-2009 триумфаторами стали Юхо Ханнинен (гонка в Выборге), Ян Копецки (Чехия и Испания) и Гай Уилкс, занявший первое место на ралли в Шотландии. Но