«Делаешь машину времени — делай её с шиком!» — завещал в фильме «Назад в будущее» доктор Браун, приспособивший для этой цели экстравагантный DeLorean
На технической презентации Сеита Канаи, главный инженер Мазды, рассказывал о будущем автомобилей и показывал диаграммы, по которым становилось ясно, каким станет рынок к 2020 году. А именно: неслабая доля будет за гибридами, солидная часть — за автомобилями с системами start/stop и разнообразными «окологибридными» технологиями типа рекуперации энергии при торможении; наконец, будет
С одной стороны, водородные автомобили — реальность: проекты запущены Маздой в Японии и Норвегии, есть подобные программы у прочих производителей. С другой — интерес к ним падает. Первыми утрачивают энтузиазм правительственные учреждения. То есть скепсис пробуждается в тех, кто помогает создавать инфраструктуру. Да, число водородных заправок за последние годы выросло: ещё пару лет назад в Норвегии была
Нынче Mazda производит для лизинга всего около пяти машин в год. Honda FCX (её создатели предполагали распродать тысячу экземпляров), говорят, за год нашла лишь одного покупателя. Даже компания Tesla, делающая недешёвые родстеры-игрушки на электротяге, на фоне таких объёмов — промышленный гигант.
Ведь если совсем недавно водород почитали топливом будущего, то сейчас вся надежда на электричество. Прогресс в производстве батарей колоссален, и прежде всего ему способствует распространённость товаров массового потребления. Мобильные телефоны, ноутбуки, фотоаппараты — в их малюсеньких батареях сконцентрировано большинство новейших технологий отрасли. Не зря тот же Tesla Roadster в качестве элемента питания использует блок из нескольких тысяч обычных батареек от мобильников.
Дело не только в том, что наука сделала шаг навстречу электромобилям: у водорода как источника энергии масса недостатков. И именно сейчас они стали очевидны. Водород не растёт на деревьях и не закопан в земле, его надо вырабатывать, что не проще, чем получать электричество для зарядки тех же аккумуляторов. А сам водород, естественно, в процессе горения не способен отдать энергии больше, чем ушло на его производство. Плюс нужна сеть заправок, а это требует колоссальных инвестиций, которые ставят под вопрос экономическую целесообразность затеи.
Кроме того, есть серьёзные недостатки и у двигателей внутреннего сгорания, приспособленных под работу на водороде. В конце концов, водород воспламеняется в десять раз легче, чем бензин, а значит, добиться нормального процесса сгорания сложно. Но это в поршневых моторах. К счастью для маздовцев, использование роторно-поршневого двигатель Ванкеля не сопряжено с такой проблемой — горючая смесь в нём впрыскивается в холодную полость мотора, и неконтролируемое самовоспламенение практически исключено. А кроме Мазды водородными двигателями внутреннего сгорания занимается только компания BMW.
Но даже если удастся справиться с перечисленными трудностями, думаете, к выхлопной трубе можно будет поднести стакан и отведать чистейшей H2O? Это такая же фантастика, как фильм «Назад в будущее», где док Браун, слетав на двадцать лет вперёд, установил на машину маленький термоядерный реактор Mr. Fusion, работающий на мусоре. Горькая реальность заключается в том, что инженеры сегодня думают не о нулевом выбросе, а о том, как вписать водородные моторы в нормы
У автомобилей, функционирующих на топливных элементах, в которых происходит окисление водорода одновременно с выработкой электроэнергии, проблем такого рода нет. Но есть другие: цена и ненадёжность электрохимического генератора. Водородное купе
Конечно, это славно, что маздовцы продолжают заниматься проектированием водородных двигателей, не рассчитывая на чужую помощь. Возможно, в будущем удастся решить проблему окислов азота и угара масла в роторном двигателе, разработать более технологичные баки, способные безопасно хранить водород под высоким давлением. Сами маздовцы признают, что пока водородные автомобили прошли лишь треть дистанции на пути к идеалу: работать ещё есть над чем! И они работают, прекрасно при этом понимая, что в ближайшее время водород в качестве полноценной альтернативы обычному топливу — фантастика, причём даже не научная. Хотя главным препятствием японцам видится всё же слабая и крайне дорогая в создании инфраструктура. Вернее, её отутствие.
А что же электромобили? «Мы ими тоже занимаемся, — отвечает