Nissan заложил первый камень в основание завода в России

Дмитрий Абрамов, . Фото Драйва и компании Nissan

Вот он — торжественный момент, ради которого сотни людей приехали в Петербург. Ну а мраморный булыжник, что скрывался под тряпочкой, теперь гордо символизирует начало строительства завода Nissan.

Неожиданно откуда-то сверху послышался сильный шум. Все высыпали на улицу и увидели, как из-за леса показался стремительно приближающийся вертолёт. Сразу за ним второй. А потом ещё один. Немного покружив над нашими головами два вертолёта сели, а один улетел. Происходящее здорово напоминало какую-то масштабную спецоперацию, и отчасти так оно и было.

О решении создавать собственное производство в нашей стране японцы объявили ещё 25 апреля 2006-го. Год с небольшим ушёл у них на согласование всех деталей с правительством, и 8 июля состоялась торжественная церемония, посвящённая началу строительства.

А вот и тот самый камень, который кто-то заложил ещё до церемонии. Булыжник впечатляет своими размерами и, судя по всему, останется здесь очень надолго.

Проходило это действо в чистом поле, недалеко от Санкт-Петербурга. Пасущиеся рядом коровы задумчиво наблюдали за скоплением высокопоставленных государственных чиновников, японцев и журналистов, коих прибыло великое множество. Когда действующие лица собрались, вся эта разношёрстная толпа укрылась в белом шатре ради пресс-конференции, в ходе которой выяснились прелюбопытнейшие факты.

На месте будущего завода пока красуется лишь белый шатёр да строительная техника. Грязи там тоже порядочно, но, чтобы высокие гости не испачкались, её старательно засыпали щебёнкой.

К примеру, в своём выступлении Карлос Таварес (Carlos Tavares), член совета директоров и исполнительный вице-президент Nissan Motor, подробно объяснил, по каким причинам Nissan пришёл в Россию. В соответствии с бизнес-планом Value-Up, расширение географического присутствия — приоритет в развитии компании. В этой связи российский рынок выглядит наиболее привлекательно. Ещё бы — по прогнозам аналитиков, к 2012 году он вырастет до 3 миллионов автомобилей, против 1,9 миллиона в 2006 году.

Общая площадь, выделенная под завод, составляет около 165 га. Но осваивать её Nissan будет постепенно.

Данные по продажам самого Nissan тоже впечатляют. В 2004 году их уровень не дотянул до 29 тысяч автомобилей, что означало 1,9% российского рынка, а в прошлом году Nissan продал уже 75 тысяч 514 автомобилей, доля же на рынке выросла до 4%. В 2007 году японский производитель нацелился на показатель в 120 тысяч автомобилей, что сделает российский рынок крупнейшим в Европе. К слову, очень может быть, что Nissan достигнет поставленной цели, ведь объём продаж за первое полугодие составил 52 тысячи 53 автомобиля.

Вот так примерно через год будет выглядеть ниссановский завод с высоты птичьего полёта. Впрочем, если кто опять прилетит на вертолёте, он тоже сможет это увидеть.

Поведал Таварес и, наверное, самое главное. Собираться на заводе с первоначальной мощностью в 50 тысяч машин в год будут две модели: Teana и X-Trail. Почему не Almera или Qashqai? «Потому что мы так решили», — примерно в таком духе отвечали представители компании. Видимо, расчёт тут состоит в том, что, выпуская эти модели, японцы смогут получить большую маржу от каждого проданного автомобиля, и сознательно не стали развивать сегмент малолитражек.

Карлос Таварес выступал очень эмоционально и убедительно. После его речи стало понятно, что японцы пришли в Россию всерьёз и надолго.

В ходе неформального общения выяснилось, что пока ещё никто ясно не представляет себе перспектив этого проекта, в том числе сами ниссановцы. К примеру, совершенно не решён вопрос с ценами на продукцию. Вовсе не обязательно, что Teana и X-Trail российской сборки подешевеют. Ведь локализация производства — не такое уж простое дело, и представители компании признались, что пока им сотрудничать особо не с кем. Чтобы обеспечить надлежащее качество, производителю потребуется создавать совместные предприятия, что сулит немалые затраты. Так что, скорее всего, инвестициями в размере 200 миллионов долларов дело не ограничится. Японцы это понимают, поэтому прямо на презентации заявили, что очень рассчитывают на дальнейшую помощь со стороны федеральных и региональных властей.

Пока что руководство Nissan решило собирать здесь модели Teana и X-Trail. Такой шаг здорово посрамил многочисленных аналитиков, которые предсказывали появление совершенно других моделей. Впрочем, нельзя исключать, что в будущем завод расширится, и на свет появятся Almera и Qashqai российской сборки.

Сам же проект завода составлен таким образом, что в случае чего его всегда можно будет расширить, к примеру, для сборки третьей модели. Что это будет за модель, тоже не очень понятно, зато представители Nissan посетовали, что здорово промахнулись с планами производства модели Qashqai. Спрос превзошёл их самые смелые ожидания, и сейчас они испытывают огромный дефицит автомобилей. Такая ситуация имеет место не только на российском рынке. В Европе те же проблемы.

Представители компании не смогли внятно ответить и на вопрос об объёмах производства каждой модели, однако дали понять, что X-Trail как автомобиль более доступный будет выпускаться в больших количествах.

Зато присутствует полная ясность со штатным расписанием. Nissan Manufacturing Rus планирует нанять на работу 750 человек. Некоторые из них даже поедут проходить стажировку на завод Nissan в британском Сандерленде (Sunderland).

На церемонии присутствовали самые высокие гости. Для полного «фарша» не хватало только президента, но, видимо, в тот день у него нашлись более важные дела.

Что касается самого сборочного процесса, то его организуют следующим образом: кузова будут свариваться и окрашиваться прямо на заводе, а двигатели, трансмиссия и прочие комплектующие будут поступать из Англии, Японии и Индии. Помимо собственно сборки, планируется проводить работы по настройке подвески для российских условий. Кроме того, территория завода вместит в себя и площадку для тестов.

Вот пока и все новости. Наобщавшись вдоволь, чиновники разлетелись, а журналисты разъехались по домам. Остались только рабочие, коровы да белый шатёр, который скоро наверняка разберут. Но через год с небольшим на этом поле вырастут новенькие корпуса, а в начале 2009 года из ворот завода начнут выезжать первые российские Ниссаны. Хочется верить, что машины будут качественно собранными и, конечно же, доступными по цене.

За кадром

Эта замечательная командировка началась с того, что всем приглашённым было предписано собраться у бюста Ленина на Ленинградском вокзале. Там все и собрались. Но на месте почему-то не оказалось никого из организаторов. Выяснилось, что, по их мнению, «бюст Ленина на Ленинградском вокзале» — это не что иное, как памятник Ильичу за вокзалом Ярославским. К счастью, люди собрались умные, и в скором времени недоразумение разрешилось.

Получив билеты, журналисты поспешили в двухместные купе «Николаевского экспресса». Кстати, экспрессом его можно назвать с большой натяжкой, ибо от Москвы до Питера мы добрались за 8 часов 10 минут. Сам же город производит на редкость благоприятное впечатление. Красивый, чистый, ухоженный, дороги ровные, пробок нет. Дело, правда, было в воскресенье, но в столице в это время дорожная обстановка куда напряжённее.

Что до официальной части, то она тоже запомнилась парой занятных эпизодов. Первой слово взяла российская сторона. Первый вице-премьер Сергей Иванов и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко вовсю нахваливали российский инвестиционный климат и качество автомобилей Nissan. Валентина Ивановна отличилась ещё и тем, что предложила Сергею Иванову приобрести первый Nissan, собранный на будущем заводе. Чтобы убедить публику, что это не шутка, Матвиенко заявила, что если Иванов начиная с сегодняшнего дня станет откладывать, то к 2009 году, когда стартует производство, у него как раз скопится требуемая сумма. Пришлось первому вице-премьеру согласиться.

Сама церемония закладки камня заключалась в том, что главные действующие лица подошли к покрытому серебристой тряпочкой булыжнику и сдёрнули с него ткань. При этом Фудзио Хосака (Fujio Hosaka), генеральный директор будущего завода, так расчувствовался, что потерял свои очки, чем немало позабавил публику.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...