В подготовке этого материала участвовали юристы, поэтому острые углы сглажены (что для Драйва нехарактерно) — таковы требования в преддверии разбирательства… Мы считаем, что под видом исправного нам продан дефектный Stinger, с перекрашенной дверью, и добиваемся от KIA признания этого факта. Для начала, вслед за выходом заметки о лишней краске (под кнопкой в конце этой статьи) мы разослали официальные запросы продавцу, производителю и дистрибьютору для уточнения позиции предполагаемых оппонентов.
Там, в частности, было сказано, что, по нашему мнению, «такое расхождение толщины ЛКП является неустранимым заводским дефектом, который наносит нам ущерб, снижая цену перепродажи». Письма за подписью гендиректора Драйва ушли дилеру ООО «Агалат», на калининградское предприятие «Автотор» (а именно в ООО «Эллада Интертрейд», собравшее Stinger из корейского машинокомплекта), а также в компанию «КИА Моторс Рус» — так именуется российское представительство автопроизводителя. Первым ответил дилер:
Следующим пришло письмо «Автотора», но не напрямую от калининградского ООО, а из московского офиса холдинга, за подписью PR-директора. Производитель тоже ссылается на некие стандарты KIA Motors, о которых мы слыхом не слыхивали и не видывали нормативных документов, подтверждающих существование указанных допусков. Тексты содержат незначительные отличия: например, только в электронном письме представительства указано, что Stinger окрашен именно в Корее. Анализ документов мы предоставим юристам. Сканы доступны в бортовом журнале Стингера на Драйве2.
Основная мысль, хором транслируемая производителем, дистрибьютором и продавцом, — толщина краски находится в пределах допуска, а разброс не влияет на потребительские свойства и не является дефектом. Мы с этим не согласны и готовы спорить. В ходе подготовки к разбирательству Стингеру вновь пришлось пережить прикосновения толщиномера. На этот раз сертифицированного.
Поначалу мы хотели самостоятельно подготовить акт осмотра, необходимый для составления претензии. Взялись искать прибор с годным набором документов. Удовольствие недешёвое: устройства с копиями проведённых аттестаций и поверок могут стоить десятки тысяч рублей. Так ещё и не купишь — продавцы зачастую не хотят работать по безналу. А «наличка» — не наш вариант. В итоге доверили проведение осмотра профессионалам: специалистам Института Независимой Автотехнической экспертизы ИНАЭ-МАДИ.
Были опасения, что предварительно откалиброванный профессиональный инструмент покажет результаты, отличные от тех, что были приведены в первой заметке на эту тему. Всё-таки поднявший кипиш блогер Чернов пользуется простеньким несертифицированным толщиномером. К счастью, все ранние наблюдения подтвердились. Одного взгляда на итоговую таблицу средней (!) толщины ЛКП в акте осмотра достаточно, чтобы убедиться в неравномерности окраски Стингера.
Изучив болты на петлях проблемной двери, специалист не нашёл следов демонтажа. Они обнаружились только на головке крепления ограничителя хода. При этом на остальных дверях признаки снятия ограничителей отсутствует. Не укрылся от пристального взгляда эксперта и попавший в краску мусор. Версия о заводском окрасе из-за этого сильно страдает.
Мы не хотим доказывать покупателю, который придёт за нашей машиной, что она не битая. Пусть этим занимается тот, кто накосячил. Самое забавное, что, согласно заключению, наш Stinger выпадает за нижнюю границу указанного самим производителем допуска 98–250 мкм. Средний зафиксированный показатель на внутренних поверхностях — 92,4 мкм. Как быть с непрокрасом, KIA? Акт осмотра отправился нашим юристам, которые занимаются подготовкой претензии. Продолжение обязательно последует...
Проводим плановое техобслуживание
В сервисной книжке прописана замена масла и масляного фильтра каждые полгода или 7000-8000 км для двухлитровых двигателей с непосредственным впрыском и турбонаддувом. Преодолев 7500 км, отправляюсь к ближайшему официальному дилеру «Автогермес» на Рябиновой улице. Мастер Антон Королёв признаётся, что это его первый Stinger. Со стороны не скажешь: работа спорится.
Моторного масла — по нижнюю риску на щупе. Стало быть, с первого марта Stinger израсходовал около литра синтетики. Масложором это не назвать: согласно сервисной книжке, нормальным считается угар до 600 мл на тысячу километров. Но подъедает, да. Мотор не беспокоит, так что нет причин забирать отработку на анализ. По нормативу отпущено и внесено в счёт на оплату 5,7 л смазочного материала Total Quartz 9000 5W-30. Однако в реальности требуется почти 6,2 л.
За уровнем антифриза мы тоже не уследили — он опустился ниже минимальной отметки. Хотя в абсолютных числах это не очень много. Доливка около 300 мл фирменной жидкости Crown LLC A-110 не включена в счёт (сканы документов выложены в бортжурнале Стингера на Драйве2), как и экспресс-мойка подкапотного пространства, и мелкая профилактика вроде смазки замков с петлями.
Замена воздушных фильтров предусмотрена при первом полноценном ТО на 15 000 км, однако сервисмены рекомендуют сделать это сейчас. Вид у расходников действительно не очень — наглядный пример, почему Москва находится в топе рейтинга самых загрязнённых городов России. Оторопь берёт при взгляде на осевшую между бумажными складками копоть и грязь — мы тоже этим дышим!
Помимо контроля фильтров регламент диагностики включает проверку давления в шинах, состояния резинометаллических соединений подвески, замер износа тормозных дисков и колодок, а также опрос электронных систем. Stinger у сервисменов вопросов не вызывает, разве что фары светят высоковато и неодинаково. Мы знаем об этом, но в заказ-наряд регулировка фар не внесена. Тем не менее её проводят бесплатно.
Озвученных мною жалоб две: потёртость обивки водительского кресла и скрип стёкол при проезде неровностей. Сиденье фотографирует инженер по гарантии — заключение по этому вопросу выдадут позже. Бороться со скрипом для начала предложено при помощи силиконовой смазки, которая делает уплотнители податливее. Говорят, если не помогает, меняют бархотки-пыльники — они тоже могут быть причиной неприятных звуков.
Со скрипом разбираемся вместе с начальником цеха. Для выявления проблемы достаточно объехать ремонтный корпус на черепашьей скорости. Стёкла дребезжат даже на микрорельефе, не говоря о лежачих полицейских. Любопытно, что в сервисе хотят не просто устранить косяк, а собрать максимум информации. Поэтому сначала обрабатывается только один контур уплотнителя и делается новый прокат по двору. В итоге требуется три поездки.
Здорово, что сервисмен слушает так же внимательно, как я. Перед обработкой последнего контура скрип едва заметен. Мастер может сказать: готово, больше не слышу — оспорить это трудно. Но он соглашается, что проблема не решена, и смазывает верхние резиновые накладки дверных рамок. Тут и треск уходит, и неожиданно звук закрывания становится гуще, дороже. После всех процедур даже внешнего шума стало чуть меньше в салоне. Подобная смазка пригодится владельцам...
Следующий этап — обновление программного обеспечения коробки передач. Цель — fast static gearshift logic improvement, то бишь улучшение логики быстрого переключения на месте. Сервисный бюллетень на русском так поясняет причину сервисной акции: «Некоторые Стингеры 2018 модельного года с восьмиступенчатым "автоматом" могут иметь вибрацию при включении передачи на стоящем автомобиле». Наш не грешит повышенной вибронагруженностью, но перепрошивка положена всем с подходящим VIN-номером.
Как вы помните, вскоре после покупки я выезжал на лёд автодрома ADM Raceway и отключал несколько предохранителей для деактивации системы стабилизации. При этом вырубались муфта привода передних колёс, АБС и даже электроусилитель руля. В комментариях к тому эпизоду нам писали, что-де теперь полезут ошибки при диагностике. Этого не происходит: компьютер не замечает отклонений...
Пара сопутствующих наблюдений. Понравилось, что не возникло проблем с оформлением документов, хотя я заявился на ТО по привычке как частник, просто забронировав время. Без предварительно заключённого договора на обслуживание, даже без доверенности. Мне просто выдан весь комплект документов для постоплаты в течение 10 дней. Сразу ясно — в клиентах заинтересованы. Причём в этот момент ни машину ещё они не видели, ни меня в лицо не знали.
Мастеру приёмки всё же пришлось согласовать с начальством, брать ли наш Stinger в работу, — из-за требования фотографировать в ремзоне. Это обычному клиенту никто не запретит снимать, а к визиту СМИ дилеры предпочитают готовиться заранее, чтобы предстать в наилучшем виде. Но если б не разрешили, пришлось бы уехать — тоже конфуз. В итоге зря волновались: нормальная рабочая атмосфера. Доброжелательны и приёмка, и начальник цеха, и рукастый Антон Королёв.
Заметно ли влияние ТО на поведение машины? Представьте, да. Это связано с обновлением программы управления «автоматом». Любопытно, что цель, заявленная в документах, отличается от описания, озвученного мастером приёмки. Тот говорит, что скорректирована программа переключений. Похоже на правду: автомобиль стал отзывчивее к подаче топлива. Не торопится перескакивать на повышенную передачу при отпускании газа, отсюда живее отклик при повторном нажатии.
Вообще, мы с Никитой Гудковым сходимся в том, что Stinger — весьма тонко чувствующая натура. Например, из него может получиться отличный агрегатоноситель для шинных тестов. Там важен собственный баланс шасси и чуткость к смене компонентов, которую демонстрирует Kia. Ведь Stinger на «зиме» и «лете» — разные автомобили. Выясняется, что это касается не только подвесок, но и силового агрегата. Даже маленькая поправка софта не проходит незамеченной. Тот случай, когда ТО делается не ради отметки в сервисной книжке (она по старинке бумажная), а ради ощутимого оздоровления.
Лишняя краска
Поводом для этой главы лонг-драйва стал пост в Инстаграме: блогер Кирилл Чернов (известный читателям Драйва2 как avtorevizorro) выложил несколько фотографий редакционного Стингера. В комментариях автор недоумевал: когда же это Драйв, мол, успел повредить и покрасить водительскую дверь. Ничего подобного с нашей машиной не случалось, поэтому мы попросили Кирилла объяснить, чем именно она привлекла внимание. Вооружившись толщиномером, Чернов указал на аномалию лакокрасочного покрытия (ЛКП). Смотрите сами!
Нормальной толщиной ЛКП на автомобилях Kia считаются 110–130 мкм. У нас в проблемном месте — чуть ли не вдвое больше. Других следов ремонта или повторной установки двери не найдено. На всякий случай мы запросили комментарий продавца. Дилер назвал такие показания толщиномера ненормальными, но, проверив Стингеры в шоу-руме, отметил, что и на них ЛКП местами достигает 185 мкм.
Что водительская дверь отличается от остальных, видно и по отверстиям для дренажа излишков «воска» — состава для обработки внутренних полостей. Фотографии выше показывают: на всех дверях имеются характерные подтёки, а на левой передней сухо. И это ещё не всё. У потенциального покупателя может вызвать вопрос петля задней правой двери. Прикручена небрежно, краска вокруг повреждена, словно после перевеса. Мы пришли к выводу, что на самом деле при затяжке болтов просто обломано вздутие ЛКП, но, согласитесь, неприятно, что Stinger сам пытается сбить себе цену.
Идя по цепочке дальше, обратились на завод, но быстрого ответа получить не удалось. Пресс-служба «Автотора» запросила подробности замеров, пообещала детально изучить вопрос и провести внутреннюю проверку. Пока же ясно одно: если будущий покупатель Стингера вооружится толщиномером, нам придётся объясняться во всех подробностях. Хорошо, что всё это обнаружилось сейчас, а не в момент продажи. Представительство KIA вообще разводит руками: мол, вопрос не к ним. Подождём, что скажет Калининград и напишем в Корею.
Меняем зимний Continental на летний
У нас нет договорённостей с компанией Continental. Зимний IceContact 2 мы покупали в розницу, исходя из соотношения цены (12 840 рублей за штуку) и результатов независимых тестов. А вот летний SportContact 5 достался нам вместе с машиной. Таким образом, смена «зимы» на «лето» случайно произошла у нас в пределах модельной линейки одного производителя. И получилось, что одни шумные шины уступили место другим. Кирилл Васильев делится первыми впечатлениями.
Если шестицилиндровому GT положен специально разработанный под Stinger Michelin Pilot Sport 4, то на заводском Контике отсутствует какая-то особая маркировка. На вид SportContact 5 класса High Performance — точь-в-точь как ритейловый. Отсутствует клеймо первичной комплектации, встречающееся на немецких автомобилях. Модель неновая: например, в сравнительном тесте Авторевю 2015 года показала самый меньший тормозной путь на мокром покрытии и лучшее время на мокрой трассе управляемости. Результаты в сухих дисциплинах разнятся от теста к тесту. В минусах — плавность хода, и с этим мы согласны.
Переобувка повлияла на ощущения от машины. Да, она осталась шумной и жёсткой, но стала заметно отзывчивее к управляющим действиям. Возросший держак подчеркнул удачную настройку задней подвески и отодвинул пределы невмешательства системы стабилизации, раздражавшей «на зиме». Не все в редакции разделяют энтузиазм Кирилла относительно потяжелевшего руля. Михаил Петровский считает, что на зимних шинах лёгкий руль обеспечивал лучшую обратную связь. Он и тогда не рекомендовал трогать спортивный режим электроусилителя, а на «лете» и подавно.
Шины не добавили Стингеру «лошадей» и не избавили силовой агрегат от периодической задумчивости, отмеченной ещё в Сочи. Но общее впечатление — машина стала более драйверской. В связи с чем у нас появилось желание заменить адаптированную подвеску с увеличенным на 20 мм клиренсом европейской. Однако ни один из наших официальных и сторонних контрагентов пока не предлагает готовое решение. Непонятно также, следует ли заменить только пружины с амортизаторами или российская версия отличается сайлент-блоками из-за особенностей кинематики. Кирилл разберётся и опишет.
Если помните, волновал нас и вопрос о замене заднего редуктора нашего Стингера на такой же от заднеприводной машины — с самоблокирующимся дифференциалом. Этот узел включён в российскую номенклатуру, поэтому на запрос ответил дилер. Сам редуктор обещают добыть за месяц и 106 200 рублей. Дороговато. Причём официалы не уверены, что возьмутся за работу: говорят, она может повлечь за собой замену электронных модулей, а то и коробки передач. Неофициалы просят «поднять обе версии на подъёмник и посмотреть». Интерес к этой теме утрачен.
Грязь
Покончив с баловством, поговорим о вещах понятных и близких любому автомобилисту в наших широтах. Март порадовал погодой, как бы дико это ни звучало. И холода, и снег, и грязь пошли на пользу нашей истории — за плечами купленного редакцией Стингера осталась пусть короткая, но вполне реальная зима. Михаил Петровский рассказывает, как Kia справляется с сезонными трудностями.
Несколько моментов осталось за рамками видео — просто потому, что его должен сопровождать какой-то текст. Машина стабильна на заснеженной трассе, спокойно перестраивается по снежной каше, не шарахается в колее. Дорожного просвета хватает, чтобы парковаться поближе к бордюрам, полный привод с шипованными шинами помогают пробраться к дачным воротам по ровному неглубокому снегу. Но большая база затрудняет парковку при наличии отвала — Stinger садится на брюхо... Кажется, что лобовое стекло не шибко прочно: ещё двух тысяч не наездили, а на нём уже полно микросколов.
Система очистки воздуха в салоне вызывающе неэффективна. Мы не измеряли качество воздуха, но пыль собирается быстро. Люди внутри беззащитны перед вонью, будто фильтр отсутствует. Надо бы подыскать ему замену. При таком частом использовании рециркуляции хорошо бы соответствующую кнопку иметь прямо на руле. Ещё удивляет отсутствие в современном автомобиле системы start/stop. Многие её недолюбливают, но молотить вхолостую на светофорах уже как-то немодно. Тем более что на других рынках такая функция предусмотрена.
Ещё одно разочарование — Apple CarPlay — не имеет прямого отношения к Kia. В этой эмуляции операционной системы (а по сути вы видите на экране потоковое видео с телефона) ущербно почти всё. Главный экран с единственным вариантом оформления не подходит для тёмного времени. Выбор приложений скуден, мессенджеры работают нестабильно. Удивительно, что поддержка этого протокола играет роль при выборе машины. В реальности хватает просто качественной Bluetooth-интеграции. Увы, Stinger не может похвастать идеальным подключением.
Отключаем неотключаемое
Звучит нелепо, но нам повезло, что зима затянулась. При старте продаж первого марта и общем сроке теста в несколько месяцев невелик шанс оценить зимнюю эксплуатацию. А вот поди ж ты! За тысячу километров обкатки набралось приличное количество впечатлений и замечаний, которыми мы скоро поделимся. Однако первым делом мчим в Мячково на реконструируемый к новому сезону автодром ADM Raceway — на лёд. Пусть гражданские шипы не позволяют развить большую скорость, условия хороши для экспериментов с электронными системами. Смотрите!
Если на быстрых сочинских серпантинах система стабилизации была чуть ли не главным антигероем теста, то на льду просто не набираешь тот ход, чтобы она начала дурить. Длительного нажатия на заветную кнопку вполне хватает для ощущения полной свободы от опеки компьютера. Если хотите просто поскользить на полном приводе, можно и не лезть под капот. Блок предохранителей нужно откупоривать только в контролируемых условиях ради хардкора. После удаления плавкой вставки Stinger становится заднеприводным, и выключается АБС. Трудно сказать, что нас радует больше.
Умелому водителю блокировка колёс позволяет гораздо эффективнее тормозить на льду или по снегу, хотя управлять такой машиной сложнее. Пилотаж задне- и полноприводной техники на скользком покрытии отличается. Поэтому здорово, что Stinger даёт возможность развивать навыки для разных типов трансмиссий по щелчку предохранителя. Однако без него автомобиль работает нештатно, в «мозгах» накапливаются ошибки, что чревато побочными эффектами вроде отключения электроусилителя руля. Мы не рекомендуем вмешиваться в электросхему на общественных дорогах.
Знакомство
В этом сезоне пробуем что-то для нас новое — среднесрочный тест купленной специально для этого машины. Первый герой, двухлитровый лифтбек Kia Stinger AWD, выбран по наитию. Нам хотелось войти в этот эксперимент с автомобилем не слишком дорогим, но достаточно интересным, чтобы не скучать. Хорошо укомплектованный Stinger прошёл под психологической планкой в два с половиной миллиона — и впереди несколько месяцев работы. В анонсе Михаил Петровский объясняет, зачем вообще для этого покупать технику.
Важный довод в пользу покупки — нехватка информации о комплектациях. Мы хотим показать обычный Stinger. Ведь ни в одном премьерном материале вы не увидите чёрный пластик, как у нас, и заурядный рычаг «автомата». Для пресс-парка и рекламы выбрана топовая версия GT Line: она на 230 тысяч дороже. За эти деньги вы получаете алюминий в салоне, нефиксированный джойстик трансмиссии, более нарядную приборную панель, камеры кругового обзора, память сидений, аудиосистему Harman Kardon и 19-дюймовые колёса с разноширокими шинами. По ходу теста скажем, стоит ли на всём этом экономить. Кстати, всякие эксплуатационные мелочи будем складывать в бортовой журнал на Драйве2.
Каким бы крутым ни казался новый формат, он пока будет гибридным. Мы, конечно, мечтаем со временем отказаться от услуг пресс-парков, но пока без них не обойтись. Стингеру предстоит серия сравнительных тестов, потребуются спарринг-партнёры. Сводить будем один на один. Поскольку редакционный участник тестов неизменен, их результаты будут, в теории, релевантны и для остальных… В реальной работе будет меньше пафоса, чем в программном видео главного редактора, но самое ценное для Драйва — ощущение новизны. Мы взялись за проект по идеалистическим соображениям и не знаем, куда он нас заведёт.