Пустая трата 75% энергии, вырабатываемой двигателем внутреннего сгорания, — печальная реальность. Лишь четверть заставляет автомобиль двигаться, а остальное «застревает» в механизмах или вылетает в трубу. Новая американо-японская разработка в области материаловедения направлена на использование невостребованного тепла, которого набирается до 60%, — его можно преобразовывать в электричество.
Мы не сильны в специфических терминах — они лучше даются нашим коллегам из журнала «Мембрана». Главное — созданный учёными материал для термоэлектрического генератора (теллурид свинца, легированный таллием) вдвое эффективнее лучших аналогов и годится для массового производства. К тому же с помощью нового состава прямое преобразование бросового тепла в электричество происходит особенно успешно при температурах от 230° до 510° С — то что нужно для автомобильных выпускных систем и других узлов и агрегатов.
Представляете, какая радужная перспектива открылась бы перед автопроизводителями, если бы в их распоряжении оказался сплав, способный реализовать всю энергию, что списывается сегодня на тепловые потери? Борьба за экономию топлива шагнула бы на совершенно новый уровень! Ведь полученный от жара выхлопной системы ток можно направить в электромоторы — в помощь ДВС. Но пока высокотехнологичные материалы крайне дороги, а ресурсов на их производство тратится столько, что об экономии в планетарных масштабах рассуждать пока не приходится.