В этом году заседания Всемирного совета FIA могут поспорить по напряжению с самими гонками. Правила
Для разминки заседатели подвели черту под делом Макларена. Напомним обстоятельства: на последних кругах австралийской гонки, в режиме
Однако повторное следствие вскрыло обман. Теперь очков лишили уже Хамильтона. Руководство Макларена повело себя на грани идиотизма, настаивая даже после предъявления записи переговоров пилота и мостика, что они не приказывали пропустить Трулли. В Малайзии Серебряные стрелы одумались и покаялись во всех грехах, но FIA решила устроить показательную порку. О виновности вопрос уже не стоял — совету предстояло определить наказание. Оно было подобрано иезуитски: условная дисквалификация «конюшни» на три гонки с испытательным сроком 12 месяцев.
Трудно отделаться от мысли, что FIA в этой истории тщательно раздувала из мухи слона. Безусловно, и чемпион мира, и Макларен поступили крайне некрасиво. И всё же думается, представляя их глупость как вселенское зло, FIA преследовала в первую очередь политические цели.
Но это проблемы Макларена. Главным же итогом заседания стал регламент чемпионата 2010 года.
Минимальный вес машин увеличится с 605 до 620 кг для облегчения жизни командам, испытывающим трудности с развесовкой KERS. Обязательной систему рекуперации пока не сделали, но ввели ограничение: теперь её нельзя включать на скорости более 300 км/ч, чтобы уравнять максимальные скорости болидов. Сократятся размеры носового антикрыла: его передний край не должен отстоять от оси колеса более чем на 450 мм. Нововведение явно стало откликом на многочисленные поломки антикрыльев в результате столкновений на первых гонках
Описанные изменения касаются всех. Но в том и соль новых правил, что не все машины будут одинаковы — в грядущем сезоне на старт могут выйти болиды практически двух разных классов. Линия раздела пройдёт по сумме годового бюджета: команды, согласившиеся ограничиться 40 миллионами фунтов стерлингов в год (около $60 миллионов), получат технические послабления. Много это или мало? Очень мало. Даже бедные частники Red Bull, Williams, Toro Rosso и Force India потратили в 2008 году от $120 до $160 миллионов. Шестёрка заводских коллективов расходовала в
В этом свете идея FIA смотрится нежизнеспособной. Правда, в 60 миллионов не войдут затраты на рекламу, зарплаты гонщиков и — внимание! — расходы на двигатели. Но овчинка мгновенно начинает стоить выделки, если взглянуть на список льгот. Затянувшие пояса «конюшни» способны будут провести любое число тестов в рамках бюджета. На их машинах KERS может быть вдвое мощнее или работать вдвое дольше. Команды смогут использовать управляемые антикрылья не только спереди, но и сзади, и менять угол их наклона в гонке сколько угодно раз, а не дважды за круг.
И главная «бомба»: у команд с усечённым бюджетом не станут ограничиваться обороты (то есть мощность) двигателя. Более того, они смогут использовать любое количество моторов и коробок передач за сезон. И, как мы помним, даже лимит бюджета тут не помеха. В свете недавней борьбы за экономию и надёжность этот пункт выглядит форменным лицемерием. По сути он означает возвращение к супермоторам на один заезд. В целом же новые правила почти не оставляют командам иного выбора, как соглашаться на лимит, — такую разницу в технике крайне сложно отыграть даже с неограниченными ресурсами.
Неудивительно, что новый регламент встречен грандами F1 в штыки. Команды изрядно потратились на разработку, а им предлагается выбросить большую часть сделанного. Не говоря о сотнях сотрудников, чья зарплата не уместится в лимит. Ferrari в лице Луки ди Монтедземоло уже пригрозила покинуть
Потенциальные новички чемпионата с восторгом принимают новые правила. Тем более что для них приготовлен большой пряник: каждая новая команда не только лишена оплаты стартового взноса, но и получает от FOM (управляющей компании F1) 10 миллионов долларов в качестве подъёмных. К тому же список мест в паддоке расширится в 2010 году с 12 до 13 «конюшен». По словам Мосли, желающих гораздо больше — президента FIA буквально завалили предложениями. Семь из них он считает вполне убедительными.
Пока формульные