FIA и FOTA сойдутся в битве за будущую конституцию F1

Рафаэль Гиззатуллин, . Фото: formula1.com, F1 News, f1-facts.com, f1fanatic.co.uk

FIA считает, что сейчас речь идёт о выживании Формулы-1 в целом, что даёт ей право идти на самые непопулярные меры.

В этом году заседания Всемирного совета FIA могут поспорить по напряжению с самими гонками. Правила Формулы-1 перед текущим сезоном уже совершили довольно резкий поворот: оказалось, то был только вход в крутейший вираж. Опубликованный 30 апреля новый регламент Королевских гонок сулит самую масштабную перетряску мира гран-при за всю его новейшую историю.

Для разминки заседатели подвели черту под делом Макларена. Напомним обстоятельства: на последних кругах австралийской гонки, в режиме сэйфети-кара, идущий третьим Трулли вылетел на траву. Следующий за ним Хамильтон обошёл итальянца, но тот вернулся на трассу и догнал англичанина. Льюис пропустил Ярно, как выяснилось позже, по команде с мостика. Но после гонки чемпион мира заявил, что Трулли обогнал его сам, а это строго запрещено под жёлтыми флагами. Итальянца дисквалифицировали.

Возможно, самый юный чемпион мира просто не разобрался в сложной ситуации. Но о чём думали опытнейшие менеджеры Макларена, когда заварили эту кашу?

Однако повторное следствие вскрыло обман. Теперь очков лишили уже Хамильтона. Руководство Макларена повело себя на грани идиотизма, настаивая даже после предъявления записи переговоров пилота и мостика, что они не приказывали пропустить Трулли. В Малайзии Серебряные стрелы одумались и покаялись во всех грехах, но FIA решила устроить показательную порку. О виновности вопрос уже не стоял — совету предстояло определить наказание. Оно было подобрано иезуитски: условная дисквалификация «конюшни» на три гонки с испытательным сроком 12 месяцев.

Условная дисквалификация — с виду Хамильтон с Маклареном легко отделались. Но теперь им придётся вести себя тише воды ниже травы, и кто знает, какую выгоду из этого извлекут Мосли с Экклстоуном.

Трудно отделаться от мысли, что FIA в этой истории тщательно раздувала из мухи слона. Безусловно, и чемпион мира, и Макларен поступили крайне некрасиво. И всё же думается, представляя их глупость как вселенское зло, FIA преследовала в первую очередь политические цели. Во-первых, старый противник Мосли — Рон Деннис — ушёл с поста консультанта команды явно раньше, чем планировал. Во-вторых, FIA получила отличный рычаг давления на Уокинг. Если Макларен вдруг заупрямится, будет нетрудно прикрутить ему нужное нарушение. А пропуск трёх гран-при наверняка убьёт все шансы на титулы.

У FIA большой опыт управления ходом чемпионата с помощью дисквалификаций: достаточно вспомнить 1994 год и злоключения Михаэля Шумахера.

Но это проблемы Макларена. Главным же итогом заседания стал регламент чемпионата 2010 года. Формулу-1 вновь ждут большие перемены. Одна из главных — запрет дозаправок во время гонки. Снова, как на протяжении большей части истории F1, болиды выйдут на старт с полными баками, а в боксах им только поменяют шины. Соответственно, изменится квалификация: она по-прежнему будет состоять из трёх сегментов с выбыванием, но во всех машины поедут с минимумом топлива. Тактические игры отойдут в прошлое — поул достанется истинно быстрейшему.

Запрет дозаправок может привести к повторению, например, умопомрачительного Гран-при Сан-Марино 1985 года. Тогда на 57-м круге из 60 кончилось топливо у лидера Айртона Сенны. Вышедший на первое место Стефан Йоханссон (на фото) через круг остановился по той же причине. Первым на финише стал Ален Прост, но был дисквалифицирован за недовес его болида. Победа досталась Элио де Анджелису, который за три круга до финиша был только четвёртым.

Минимальный вес машин увеличится с 605 до 620 кг для облегчения жизни командам, испытывающим трудности с развесовкой KERS. Обязательной систему рекуперации пока не сделали, но ввели ограничение: теперь её нельзя включать на скорости более 300 км/ч, чтобы уравнять максимальные скорости болидов. Сократятся размеры носового антикрыла: его передний край не должен отстоять от оси колеса более чем на 450 мм. Нововведение явно стало откликом на многочисленные поломки антикрыльев в результате столкновений на первых гонках сезона-2009.

Регламент определяет расположение аккумулятора или маховика KERS строго между спиной гонщика и двигателем — в целях безопасности.

Описанные изменения касаются всех. Но в том и соль новых правил, что не все машины будут одинаковы — в грядущем сезоне на старт могут выйти болиды практически двух разных классов. Линия раздела пройдёт по сумме годового бюджета: команды, согласившиеся ограничиться 40 миллионами фунтов стерлингов в год (около $60 миллионов), получат технические послабления. Много это или мало? Очень мало. Даже бедные частники Red Bull, Williams, Toro Rosso и Force India потратили в 2008 году от $120 до $160 миллионов. Шестёрка заводских коллективов расходовала в 3–4 раза больше — от 360 до 445 миллионов долларов.

Макс Мосли ставит в упрёк командам чрезмерную расточительность. Например, одна из «конюшен» использует при смене резины одноразовые гайки стоимостью $1200 каждая!

В этом свете идея FIA смотрится нежизнеспособной. Правда, в 60 миллионов не войдут затраты на рекламу, зарплаты гонщиков и — внимание! — расходы на двигатели. Но овчинка мгновенно начинает стоить выделки, если взглянуть на список льгот. Затянувшие пояса «конюшни» способны будут провести любое число тестов в рамках бюджета. На их машинах KERS может быть вдвое мощнее или работать вдвое дольше. Команды смогут использовать управляемые антикрылья не только спереди, но и сзади, и менять угол их наклона в гонке сколько угодно раз, а не дважды за круг.

Те, кто согласится на ограничение бюджета, смогут использовать на своих машинах даже полный привод (!). В истории Формулы-1 были единицы полноприводных машин — например Lotus 63 Cosworth 1969 года.

И главная «бомба»: у команд с усечённым бюджетом не станут ограничиваться обороты (то есть мощность) двигателя. Более того, они смогут использовать любое количество моторов и коробок передач за сезон. И, как мы помним, даже лимит бюджета тут не помеха. В свете недавней борьбы за экономию и надёжность этот пункт выглядит форменным лицемерием. По сути он означает возвращение к супермоторам на один заезд. В целом же новые правила почти не оставляют командам иного выбора, как соглашаться на лимит, — такую разницу в технике крайне сложно отыграть даже с неограниченными ресурсами.

Стоимость двигателей исключена из лимита, чтобы уравнять шансы тех, кто покупает моторы, и тех, кто разрабатывает их сам. Но объявлено, что такое разграничение действительно только на 2010 год. Что будет дальше, неизвестно.

Неудивительно, что новый регламент встречен грандами F1 в штыки. Команды изрядно потратились на разработку, а им предлагается выбросить большую часть сделанного. Не говоря о сотнях сотрудников, чья зарплата не уместится в лимит. Ferrari в лице Луки ди Монтедземоло уже пригрозила покинуть гран-при, на что Макс Мосли невозмутимо ответил, что Формула-1 проживёт и без «чёрных жеребцов». Хотя единодушия в стане FOTA нет, например, введение лимита поддержал Фрэнк Вильямс. Но и он против разделения чемпионата на две лиги и предлагает ограничить бюджет вообще всем участникам.

Главная проблема ограничения бюджетов — контроль его соблюдения, на что сразу же указал ди Монтедземоло. Мосли предполагает создание специальной комиссии из аудиторов и инженеров. Но как она будет, например, отслеживать все исследования автоконцернов? Ведь заводские команды могут вести разработки не только на базах формульных «конюшен».

Макс Мосли заявил: «Спорт проживет и без Ferrari, хотя будет очень печально, если мы её потеряем, ведь это национальная команда Италии». Вообще говоря, это почти оскорбление — Ferrari в автоспорте значит, пожалуй, побольше, чем просто команда одной страны.

Потенциальные новички чемпионата с восторгом принимают новые правила. Тем более что для них приготовлен большой пряник: каждая новая команда не только лишена оплаты стартового взноса, но и получает от FOM (управляющей компании F1) 10 миллионов долларов в качестве подъёмных. К тому же список мест в паддоке расширится в 2010 году с 12 до 13 «конюшен». По словам Мосли, желающих гораздо больше — президента FIA буквально завалили предложениями. Семь из них он считает вполне убедительными.

После USF1, Лолы и Продрайва о возможном участии в гран-при заявила британская компания iSport. Эта «конюшня» с 2004 года выступает в GP2, в разное время за неё гонялись Скотт Спид и Тимо Глок. Если дружина Пола Джексона придёт в Формулу-1, то одним из её пилотов наверняка станет Бруно Сенна — ведь он откатал в ней весь сезон 2008 года.

Пока формульные тим-боссы от комментариев воздерживаются, но можно точно сказать, что описанный вариант регламента неокончательный и предстоят долгие переговоры. FOTA обещает на своём заседании 6 мая выработать единую позицию. Сделать это непросто — расслоение между частниками и автоконцернами велико, и FIA уверенно на этом играет. Да и, положа руку на сердце, идея сама по себе вполне толковая, если не брать в расчёт манеры FIA и надоевшие пертурбации правил. Было бы интересно узнать, чего стоят инженеры Ferrari и Макларена, сражающиеся с коллегами равным оружием.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...