Сергей Крестов, объективы которого зуммировали едва ли не весь существующий Zoom-Zoom, увлечённо рассказывает, как планировался очередной мастер-класс под патронажем Мазды. На этот раз ей захотелось засветить в качестве фотомодели рестайлинговый кроссовер
Я фотографирую автомобили для DRIVE.RU от случая к случаю. Но результатами доволен не всегда и критику приемлю с пониманием. Выполняя редакционное задание, я приехал к Крестову если и не обучаться фотографии как таковой, то хотя бы кое-что разузнать о композиции, светотени, восприятии. Точнее, я рассчитывал удостовериться, что эмпирически выведенные мною правила верны. И вот Крестов держит речь, да только главный лейтмотив от фотоискусства далёк — логистика.
Слово «логистика» было заимствовано у французов, потому что заменяет не один десяток русских слов. В нашем случае термин обозначает тщательную и глубокую организацию фотосъёмки и всего, ей сопутствующего. Продумистика, предусмотристика — как правильную организацию ни назови, она снимет все вопросы и посредством фотографа снимет всё, что нужно. Возведённые в приоритет логистику и тайминг Сергей Крестов считает главным своим достижением.
Однажды ему пришлось в течение трёх суток командой из 15 человек делать на заводе «ЗиЛ» первую в мире съёмку концепта Mazda Kazamai. Организацию того процесса Крестов называет не менее сложной, чем непосредственно работу фотографа. В Адыгее, даром что просторнее, светлее и красивее, чем на «ЗиЛе», — ничуть не легче. «Все части маршрута должны быть расположены оптимально. Каждый час в пути между точками отнимает полтора-два часа съёмочного времени. По дороге машина пачкается, и чем больше она проехала, тем дольше её готовить к...» Договорить Крестову не даёт телефонный звонок. На одной из локаций для съёмки — ливень.
Однако всемогущей и всесильной организацией для нас предусмотрены две резервные точки, обе по пути, и хотя бы одна должна оставаться сухой. Так что дождь не дождь — мы в любом случае ничего не теряем. Конечно, такое удобство дорогого стоит. Подбор мест для фотосессии часто требует в разы больше времени, чем сами съёмки. Да и поиском натуры занимаются специально обученные люди — локейшн-скауты. Им недостаточно просто найти красивую поляну — они оперируют и сугубо прагматичными критериями отбора.
«Место для съёмки динамики надо выбирать так, чтобы на нём машине было где развернуться, чтобы я мог снимать, двигаясь в обе стороны. При этом будут совершенно разные виды и освещение», — объясняет Крестов. Инструкция может показаться банальной, но совет действительно ценный. С болью вспоминаю одну из наших съёмок на Международном шоссе. Пять минут фотографировали, пятнадцать разворачивались, каждый раз проезжая в одну и ту же сторону — с эффективностью и разнообразием было туго. А тут мы успели поснимать
При съёмке car-by-car — в движении из другой машины — самое главное, как ни странно, не фотодело и не логистика. Важнее всего — не выпасть из багажника и не выронить под колёса камеру. Поэтому лучше сесть в нишу для запаски и пристегнуться. Кстати, минивэн Mazda5 на роль фотокара подходит как нельзя лучше: подвеска оберегает качество кадра от изъянов адыгейских серпантинов. Чётко видно, сколь хороша наша фотомодель.
Совет от мастера — для динамичных кадров лучше использовать широкоугольный объектив и работать с нижней точки. Фотографировать Крестов рекомендует только в формате RAW, по возможности зеркалкой с полноразмерной матрицей. Учит он в основном рекомендациями, не чурается похвалы, поощряет смелые идеи, помогая их реализовывать. Если всё и так хорошо, Сергей не вмешивается. Если можно улучшить и исправить, говорит как именно. Подсказывает при работе с техникой. В остальном даёт карт-бланш. Вот мы на берегу реки. Хочешь — снимай на камнях, хочешь — загоняй машину в реку. Я хочу в реку.
Съёмку в статике со студийным светом наметили на вечер. Работаем в ущелье. Четыре стойки питаемого массивными батареями света позволяют имитировать естественное освещение, направленное почти из любой точки. Посредством этих «фонарей» можно резко выделить автомобиль, направив на него двухсторонний свет. Такое очень редко встречается в жизни и поэтому выглядит неестественно, но если постараться, результат очень эмоциональный.
«Свет надо ставить так, чтобы луч вспышки, отражаясь от машины, попадал в камеру. После того как увидишь в кузове отражение, вспышку нужно чуть-чуть подвинуть, и отражение спрячется», — напутствует Сергей. Студийный свет как раз и используют днём, чтобы убрать ненужные рефлексы с кузовных панелей. Для борьбы с отражениями есть два способа: подвинуть автомобиль так, чтобы отражение перестало читаться и резать глаз, или «перебить» его, сделав машину самым ярким предметом сцены. Можно воспользоваться и поляризационным фильтром, который отсекает часть бликов, но машина рискует оказаться на снимке неестественно матовой.
Есть и ещё один довод использовать вспышки днём — с искусственным светом можно выстраивать кадр как угодно, не задумываясь, что в некоторых ракурсах большая часть автомобиля может оказаться в глубокой тени. Только что в двери кроссовера CX-7 отражались дорога, деревья и горы, а теперь борт обрёл свой естественный серебристый цвет, полностью сохранив глянцевость лака. Я сделал с одной точки несколько снимков: со светом, без него, с разной экспозицией. Из этих полуфабрикатов потом можно собрать один оптимальный кадр. Думаю, благодаря мастер-классу я научился пользоваться студийным светом на открытом воздухе. Причём эти навыки можно использовать и не с таким дорогим оборудованием, а с обычными вспышками.
Ученье — свет, но основной вывод я всё-таки сделал не о вспышках, а об организации. Она даёт возможность в съёмочный день больше времени потратить собственно на съёмки, то есть сделать максимум разных кадров в таком качестве, которое минимизирует дальнейшую с ними возню. Гораздо лучше изначально сделать фотографию максимально близкой к желаемому результату, чем добиваться его одной последующей обработкой.
Кроме того, съёмка в Адыгее дала возможность представить некий абсолют автомобильной фотографии. Он видится дорогой, трудо- и энергоёмкой, сложной и слаженной деятельностью большого количества полноправных участников процесса. Есть кому позаботиться и о красоте пейзажа, и о погоде, и о строгом соблюдении режима, а также о бутербродах, батарейках, тряпках для протирки машины. Такой подход не всегда возможен в «репортажных» условиях подготовки наших материалов. Но к этому надо стремиться.
Логистика — в мелочовке, и она же, если вдуматься, могущественна настолько, что сын фотографа, не желавший идти по стопам отца, случайно вовлекается в фотодело, случайно попадает в ученики к мэтру Льву Мелихову, потом также случайно начинает снимать автомобили. Благодаря логистике высших сил дипломированный юрист Крестов случайно становится профессиональным фотографом, выходит на «промышленный уровень», выполняя объёмные заказы автопроизводителей... И вот проводит уже традиционный мастер-класс для таких, как я. Ищущих применения полученного опыта в своей работе. На благо организации.