Третья серия, как известно, — главная кормилица BMW. Свыше 12 миллионов машин пяти поколений продано с 1975 года, когда дебютировало купе серии E21. Оттого во внешности новой машины с заводским индексом F30 нет места экспериментам. Она получилась ровно такой, какой мы ожидали её увидеть. Чуть более современной и абсолютно узнаваемой. Если вспомните (см. врезку «История»), даже в эпоху разгула бэнгловского нонконформизма «трёшка» E90 оставалась самым консервативным автомобилем.
Презентация прошла в лучших традициях заводского митинга. Такую церемонию можно было бы запросто представить на АвтоВАЗе — если бы только Волжский автозавод выпускал что-нибудь, от чего зависела бы его жизнь. И то, что все ораторы пели многая лета и возносили восторженные благодарности одному человеку — Райтхоферу, вызывало кривую ухмылку только у тех, кто привык к приглашённым управленцам в индустрии. А для десяти тысяч человек 56 национальностей, занятых на мюнхенском заводе BMW, глава концерна — фигура, воплощающая их личные надежды. Он ведь свой, фабричный, мюнхенский. И он представляет публике новую «трёшку» рука об руку с молодыми практикантами. И как тут не поверить в звучащие с трибуны заявления о безоблачном будущем для BMW?
Клиент третьей серии весьма лоялен: по данным BMW, многие меняют одно поколение «трёшки» на другое. Аудитория примерно на 70% мужская. Всё это читается во взгляде сросшихся с ноздрями фар. Влияние Китая на BMW растёт (там будет представлен длиннобазный седан), но, к счастью, пока это только третий по значимости рынок. А приоритетный — Германия! Фатерлянд опережает даже США. Вот и дизайнеры, выигравшие внутрикорпоративный конкурс, — немцы. Экстерьерщика Кристофера Вайля (на фото слева) мы знаем по «пятёрке» GT, а интерьерщика Кристиана Бауэра (справа) — по купе и кабриолету шестой серии.
Как мы и предполагали, немцы не стали переводить все модели на модульную платформу. Адаптация старшей «тележки» (лежит в основе пятой, шестой, седьмой серий, а также кроссоверов X5 и X6) со сверхскоростной шиной FlexRay под нужды семейного и гольф-классов оказалась бы дороже, чем модернизация старой конструкции. Оттого архиважный проект подготовили достаточно быстро по индустриальным меркам — за три с половиной года. Зато в отличие от потяжелевшей при смене поколений «пятёрки» «трёшка» слегка похудела. На
Бонзы BMW уверяют, что третья серия осталась такой же драйверской. О смене характера речи не идёт. Это можно проверить только при личном знакомстве. Но машина однозначно прибавила в оснащении. Комплекс ConnectedDrive включает огромное количество опционных сервисных и развлекательных функций. Тут и вывод информации на лобовое стекло, и камеры периферийного обзора, и ночное видение, и интернет-услуги... Про адаптивный круиз-контроль, чтение дорожных знаков или систему предупреждения об уходе с полосы можно и не вспоминать. В чём «трёшка» осталась верной себе, так это в чуткости к эргономике рабочего места водителя (диапазоны регулировок всего и вся огромны!) и в прохладном отношении к задним пассажирам. Только 15 мм из пятисантиметровой прибавки к колёсной базе достались коленям обитателей дивана. Хорошо, что багажник стал просторнее, да и форму его оптимизировали.
Внутри «трёшка» заметно унифицирована с хэтчбеком первой серии. Одинаковые блоки мультимедийной системы и климат-контроля, на первый взгляд, идентичные приборы... Седан выгодно отличается от хэтчбека обилием мягкого, почти резинового пластика передней панели и центральной консоли. Даже крышка перчаточного ящичка, которая у «единички» напоминает гнутый лист шершавой фанеры, выполнена тут из податливого материала. Другое дело, что у мягкого пластика — hard look. Но лучше уж так, чем наоборот.
Поначалу для седана третьей серии будет предложено три двигателя. Двухлитровый турбодизель у BMW 320d развивает либо 183 л.с., либо 163 у экономичной версии EfficientDynamics. Максимальный крутящий момент в обоих случаях одинаковый — 380 Н•м. Паспортный разгон
По умолчанию все двигатели агрегатируются с шестиступенчатой «механикой», оснащённой системой смазки с сухим картером (!) ради снижения потерь на трение и повышения экономичности. За доплату любую модификацию можно оснастить восьмиступенчатым «автоматом» ZF, который используется теперь во всей модельной линейке концерна. С ним «трёшка» даже экономичнее, чем с ручной коробкой (в случае с BMW 335i, например, это 7,2
Российские дилеры уже принимают заказы на новинку — первая партия «трёшек» ожидается в начале февраля. Вот-вот объявят цены — ожидаем подорожания. Даже в Европе базовый седан F30, BMW 320d стоит от 35 350 евро — на 1050 евро дороже аналогичной модели серии E90. Осенью 2012 года состоится дебют спортивно-ориентированного гибрида ActiveHybrid 3. Такая машина оснащается бензиновой
История
Исторические корни модельной линейки BMW 3 серии тянутся от семейства компактных седанов, купе и лифтбеков Neue Klasse, считающихся прямыми предками нынешних баварских «трёшек» и «пятёрок». Эти машины, выпускавшиеся с 1962 по 1977 год, оснащались бензиновой атмосферной «четвёркой» M10, рабочий объём которой в зависимости от модели (1500, 1800, 1600, 1602, 2000 C/CS, 2000, 2002, 1502 и 1802) варьировался в диапазоне от 1,5 до двух литров. У них была полностью независимая подвеска со стойками McPherson и передними дисковыми тормозами.
Первое поколение BMW 3 серии (Е21) появилось в 1975 году как замена двухдверки 1602. Модель, выпускаемая с кузовами купе и кабриолет (последние изготавливала штутгартская фирма Baur), оснащалась уже знакомой «четвёркой» М10 объёмом 1,6, 1,8 и 2 литра, а также «шестёркой» М20 объёмом 2 и 2,3 л. В конце 1975 года двухлитровый мотор оснастили инжектором Bosch K Jetronic. Трансмиссий было предусмотрено три: четырёхступенчатая и пятиступенчатая (с мотором 2.3) «механика» Getrag, а также трёхдиапазонный «автомат» ZF 3 HP-22 в качестве альтернативы. Отличительная черта модели — клиновидная форма передка, как у запущенной несколькими годами ранее «пятёрки» (Е12). В интерьере была реализована новая концепция организации пространства с немного повёрнутой к водителю передней панелью. Впоследствии этот подход использовался на многих моделях BMW.
Вторая генерация «трёшки» (Е30) появилась в 1983 году и была представлена четырьмя типами кузовов: седан, купе, кабриолет (выпускался до 1993 года) и универсал (до 1994 года). Гамму моторов составляли бензиновые и дизельные агрегаты: рядные «четвёрки» M10, M40 и M42 (объёмом
Для различных модификаций второй «трёшки» предлагалось семь вариантов коробок передач. Из них четыре «механики» Getrag (четырёх- и пятиступенчатые) и три «автомата» ZF (трёх- и четырёхступенчатые). С 1988 по 1991 год баварцы выпускали полноприводные седаны, купе и универсалы 325ix, а с 1986 по 1992 год ещё и мощную двухдверку M3 с немного видоизменённой внешностью, модернизированной «четвёркой» 2.3, настроенным выпуском и спортивной подвеской.
Очередное, третье по счёту поколение BMW 3 серии (E36) появилось в 1990 году. Благодаря увеличившейся длине и ширине кузова, а также вытянувшейся колёсной базе помолодевший и похорошевший автомобиль стал вместительнее и комфортнее. Помимо уже предлагавшихся ранее вариантов купе, седан, универсал (Touring) и кабриолет, появился ещё и трёхдверный хэтчбек (Compact), оказавшийся довольно популярным в Европе и не нашедший своего покупателя в США.
По сравнению с предшественником существенно выросла моторная линейка. В неё вошли девять бензиновых моторов («четвёрки»
Седан четвёртой генерации (E46) был выведен на мировой рынок, исключая США, в 1998 году. Годом позже к нему присоединились купе и универсал, а в
Седан и универсал четвёртого поколения обновили в 2002 году. Они получили новые фары, бамперы и более мощные моторы. Чуть позже, весной
Нынешнее пятое поколение BMW 3 серии (E90–Е93), ещё более крупное, современное и технологичное, выпускается с 2005 года. Доступно с четырьмя вариантами кузовов: седан (Е90), универсал (E91), купе (E92) и купе-кабриолет (E93).
«Заряженная» модификация М3 предлагается для всех версий, кроме «сарая». Под капотом такой «трёшки», оснащаемой задним или полным приводом, могут находиться атмосферные и наддувные бензиновые четырёх-, шести- и восьмицилиндровые моторы