В тот самый момент, когда наш главред заканчивал десятый круг по Нордшляйфе на BMW 330i, я пытался совладать с родстером Ferrari California в горах испанской Каталонии. Специально проложенная трасса по склонам Монтсеррат. Отмашка. Первая передача: стараюсь дозировать газ, но нога не слушается. Колёса срываются в пробуксовку, и, пугая соперников, я разворачиваюсь поперёк стартовой прямой, не проехав и десяти метров. Задняя, снова первая, вторая... Понеслась!
И вот уже мой первый обгон в затяжном повороте, но за ним — слепой спуск. Ещё одна ошибка, перебор с газом — и Ferrari принимает в объятия мой лучший друг — отбойник. Углепластик хрустит, как стопки свежих евро. Хрустит тысяч на пятьдесят, а может быть, и на все сто. Это поражение, мне стыдно. Позор не смыть никогда, как не собрать кусочки раздробленного передка Калифорнии...
Но погодите, у меня есть божественная сила. Я могу перемотать гонку назад, вплоть до старта. Ведь моя унизительная катастрофа случилась в виртуальном заезде, а Ferrari California — лишь один из 400 автомобилей из третьей части майкрософтовской гоночной аркады Forza Motorsport 3 для консоли Xbox 360. Я не в Испании, а в Милане, где мне посчастливилось опробовать Форцу за месяц до старта продаж (он запланирован на 23 октября).
Почему аркада? Ведь главный разработчик компании Turn 10 Studios Дэн Гринволт, до ужаса напоминающий доктора Хауса, упорно называет Форцу симулятором. И делает акцент на сотрудничестве с автопроизводителями — мол, с аэродинамикой нам помогали инженеры Макларена! Круто, конечно, но... Хоть убейте, нельзя назвать симулятором игру для консоли, у которой нет приличного руля с обратной связью. Что способен имитировать джойстик, кроме как штурвалы концептуальных электромобилей?
Да и легка Forza. Новичкам, конечно, придётся попотеть, но настоящим зубрам, убившим месяцы на постижение тонкостей Gran Turismo и собравшим все бордюры в симбиновском шедевре Race, она будет на один зубок. Как, впрочем, и тем, кто хорошо знаком с предыдущими двумя частями. Forza — это wannabe sim. Игра, изо всех сил стремящаяся походить на симулятор.
Основные признаки сима налицо. Парк детально воссозданных автомобилей — от Тииды до Ревентона. Даже Audi Q7 V12 TDI есть. Масса известных трасс, включая Нордшляйфе и лемановское кольцо Сарте. Различные уровни сложности позволяют усесться за дурацкий майкрософтовский руль и младенцу в мокрых памперсах, и поднаторевшему в играх бородатому мужику. Настройки машин обширны, а уж индивидуализация — песня!
Но вот вам пример: авария Ferrari на горном треке в Испании оказалась для меня первой и последней. Да, за моими плечами миллионы виртуальных километров, однако я бы не назвал себя хардкорным геймером. И приставка Xbox мне не совсем привычна. И тем не менее спустя минуту после злополучного инцидента я мчал со всеми отключёнными электронными помощниками без единой ошибки. Попробовал бы я так выступить в GTR Evolution...
На формульной трассе Судзука за рулём своего родного Peugeot 207 RC я с ходу установил лучшее среди приглашённых журналистов время дня в классе
Или это всё придирки? Игра — она же для того, чтобы получать удовольствие. Отдыхать. Как сказал мужик, похожий на Хауса, основная тема Форцы — passion, страсть. Страсть к автомобилям. Произносить passion надо с придыханием, как мантру. Во время брифинга заклинание звучало раз пятьсот — я практически возбудился. А когда нам показали Форцу живьём и пустили за руль, и сам с удовольствием повторил: «Passion»!
Forza Motorsport 3 — идеальное средство для тех, кто хочет снять напряжение в свободное время. Как здорово повозиться с раскраской любимого автомобиля и в тысячный раз обновить рекорд круга на Северной петле. Или раздолбать Bugatti Veyron об отбойник и остаться в живых. Это расслабляющая страсть, лёгкий наркотик. Трудно представить, что ас Форцы окажется за рулём всамделишного гоночного автомобиля. Хотя призёр конкурса Gran Turismo Academy, кстати, уже отъездил свой первый и крайне удачный сезон в серии GT4...
Красота — вот чего у Форцы не отнять. В каждом автомобиле здесь больше полигонов, чем в одной и той же машине из пяти первых частей Need for Speed, вместе взятых. Интерьеры тоже хороши. Разве что система повреждений не впечатлила. После столкновения баланс в поведении болида нарушается, но аварии не доставляют эстетического удовольствия. А бить машинки ради красивой картинки — это, согласитесь, тоже своего рода passion.
Честно говоря, моя страсть к игре пылала недолго. То ли меня больше привлекла возможность побеседовать с Дэном о его автомобильных предпочтениях в игровом и реальном мире. То ли мне интереснее было поймать на себе взгляд улыбающейся
Не нашлось в Форце
Так уж сложилось, что мы добрых десять лет рубимся в PlayStation. С первой серии Gran Turismo, меняя консоли ради одной игры. Просто в GT есть атмосфера, которой не хватает Форце. Там нет назойливого глянца, возможности перемотать всё назад, а вместо слова passion на ум приходит другое — spirit. Дух. Фанаты Форцы, не обижайтесь: я ехал в Милан с открытым сердцем. Но моё отношение к серии осталось неизменным. До Gran Turismo ей как мне до собственного настоящего купе-кабриолета Ferrari California. Когда я сказал об этом Дэну, он промолчал в ответ. Но, мне показалось, понимающе кивнул.