Обнародовав результаты тестов, эксперты Euro NCAP ехидно заметили: скорее всего, это были последние «пятёрки». В феврале 2009 года в силу вступает новый, более жёсткий регламент. Тесты по старой программе прошли в последний раз. По сути, производители двенадцати уничтоженных в этот раз моделей успели вскочить в уходящий пятизвёздный поезд.
Об одном из рождественских везунчиков мы недавно рассказывали. Volkswagen Golf шестого поколения разбился на «отлично», получив 36 итоговых балла. Хотя, как и предсказывали фольксвагеновцы, их конкурент Renault Megane превзошёл Golf — максимальные 37 баллов! Но не все автомобили Renault столь же безопасны: новый бюджетный хэтчбек Dacia Sandero — в аутсайдерах. Бок о бок с допотопным пикапом Ford Ranger.
А какими бы были результаты при модернизированной схеме? Плачевными — судя по тому что продемонстрировал новый тест автомобильных кресел, имитирующий наезд сзади. Это уже из постновогодней программы испытаний. Специалисты Euro NCAP обнародовали результаты для 25 кресел от машин, разбитых в 2008 году. Итог — 80% автомобильных сидений требуют существенных конструктивных доработок.
Специалисты отмечают: среди неудачников тестов на наезд сзади — обладатели пяти звёзд по старой программе. То есть по новой методике эти машины оказались бы в серединке рейтинга. Похоже, в следующем году нас ждут потрясения в сфере пассивной безопасности. А если б ещё и скорость фронтального удара подняли, то и три звезды стали бы для производителей достижением. Но столь радикальные меры пока только обсуждаются.
Держим спину
Одно из самых распространённых увечий при автомобильных авариях — хлыстовая травма позвоночника. При ударе сзади спина получает мощное ускорение вперёд, а затем туда же устремляется голова. По статистике Euro NCAP, 10% пассажиров, получивших хлыстовую травму, избавляются от её последствий несколько лет, а 1% и вовсе погибают.
Та же статистика сообщает, что средняя скорость при наезде сзади составляет всего 16 км/ч. Однако учитывая, что скорость может быть и гораздо выше, специалисты Euro NCAP катапультируют салазки, на которых жёстко закреплено кресло, с тремя различными ускорениями: малом (42,35 м/с), среднем (47,85 м/с) и высоком (63,15 м/с). Манекен при этом испытывает различные перегрузки: пятикратную в течение 0,1 с, моментальную десятикратную или почти восьмикратную в течение 0,1 с.
Итоговая оценка (good, marginal и poor — хорошая защита, предельная или слабая) отображает риск получения хлыстовой травмы. Решение выносится на основе значения коэффициента WAC (whiplash assessment criteria), который учитывает массу разных критериев: от изгибающего момента на позвоночнике до времени контакта с подголовником.