Мечта об автомобиле начинается с детства. Но в пятилетнем возрасте рассчитывать на то, что тебе на Новый год подарят Ferrari или Porsche, не приходится. Или всё же можно? Ещё как! Прибыль есть прибыль, и коли можно извлечь её из клиента, которому впору вытирать сопли, ни один автопроизводитель не откажется.
История педальных автомобилей начиналась аж в
Вернулись к идее веломобиля лет через двадцать. На этот раз автоконцерны решили взяться за изготовление велокаров для детей. Маленькие автомобильчики с педальным приводом внешне копировали взрослые модели. А новый бизнес служил одновременно двум целям — рекламе и получению прибыли от непрофильного производства.
После Первой мировой войны компания Citroen наладила производство игрушечной копии своей рабочей лошадки 5CV. Машинка была фирменного ярко-жёлтого цвета «цитрон». Продавали её через официальных дилеров, а такой был даже в молодой Советской России. В СССР привезли лишь одну такую игрушку, и она была мгновенно продана. Но кому — неизвестно.
Соотечественник Андре Ситроена, Этторе Бугатти, пошёл другим путём — сделал копию своей спортивной модели Type 35. Игрушка получила собственное имя Type 52, и её даже включили в официальные каталоги марки. Что, кстати, очень путало покупателей, ведь модель была далеко не малюткой: длина составляла 3,3 метра. Правда, к 1929 году Type 52 лишили педалей и превратили в подростковый электромобиль с
Первые педальные машинки делали из той же стали, что и автомобили для взрослых. Отчасти поэтому Вторая мировая война положила конец и детскому бизнесу Ситроена и Бугатти. Но после войны индустрия педальных машин не только восстановилась, но и пережила настоящий бум. Подешевел алюминий, появились пластмассы...
В
Советский Союз не отставал от веяний мировой моды. Ещё в
На эту платформу советские конструкторы надевали самые разные кузова. После войны почётное право таким образом рекламировать свою продукцию досталось Московскому заводу малолитражных автомобилей. С
Стоили эти игрушки будь здоров — около 30 рублей (ползарплаты молодого инженера). А сколько их было выпущено за полвека — никто точно не знает. Известно лишь, что в СССР педальные машинки всегда были в страшном дефиците. При этом в дружественных социалистических странах они продавались свободно.
С началом перестройки детский конвейер на АЗЛК остановили. Отечественные велокарчики пропали с прилавков, а с падением железного занавеса их место быстро заняли иностранные. Сейчас в России можно купить педальный автомобильчик любой иностранной марки. Но не всякая машина с фирменным шильдиком может считаться оригинальной.
Только в Ferrari и Porsche производство каров педальных поставлено на поток. Обе фирмы обзавелись дочерними подразделениями Ferrari Toys и Porsche Toys. По их заказу фабрики игрушек делают и педальные машинки, и электрические, и коллекционные модельки, и мягкие игрушки... Ferrari Toys сотрудничает даже с известным производителем конструкторов Lego.
Обе фирмы обновляют модельный ряд педальных каров в среднем каждый год. Но большинство модификаций изготовляется мизерными партиями — от ста до тысячи штук. Эти товары — раритеты от рождения. Они расходятся по коллекционерам и фанатам, которых дилеры заранее извещают о новинках. Народных машинок у именитых брендов поменьше. Такими, например, стали педальные Porsche 911 и Cayenne, Ferrari Enzo и F1. Все они простые, пластиковые, без каких-либо наворотов. И, кстати, совсем небольшие — для детей до шести лет.
Другие производители выпускают детские автомобильчики от случая к случаю. За последние пять лет на рынке появились педальные Audi TT, Alfa Romeo 8C, BMW M6 Convertible и Z4, Mercedes-Benz SL, Jaguar XK, VW New Beetle, даже новый Fiat 500. Все эти модели автопроизводители делали не сами — они лишь выдавали лицензии игрушечным фирмам. Поэтому машинки отличаются друг от друга только формой да цветом кузова и сиденья. И цены у них близки: в разных магазинах они продаются по
Педальный эксклюзив появляется ещё реже лицензионных изделий. И стоит на несколько порядков больше. Рекорд поставила велокопия спорткара 1936 года Auto Union Type C, фотографию которой мы сделали заглавной. Машинка продавалась пару лет назад у официальных дилеров Audi по $13 тысяч. Впрочем, там было за что платить, — у маленького «Аутоюниона» были даже дисковые тормоза и семиступенчатая коробка передач. В Ингольштадте собрали только 999 таких машинок и не гнушаются выставлять эту модель на взрослых
Под нынешний Новый год свой вклад в историю педальных машин внесла британская фирма Morgan. Скоро увидит свет игрушечный ветеран британского автопрома: модель SuperSport Junior выпустят к вековому юбилею компании. В отличие от массовых машинок для малышей эта рассчитана на подростков до 13 лет.
Игры с Морганом обойдутся недёшево. Авторы собираются продавать SuperSport Junior по 2510 фунтов стерлингов. Впрочем, за эти деньги ребёнок получит полноценную игрушку с алюминиевым кузовом, горящими фарами и регулируемыми сиденьями. Есть и трёхступенчатая коробка передач, работающая с цепным приводом по классической велосипедной схеме.
Но главная ценность игрушечного Моргана — это масштабная модель, сделанная по оригинальным чертежам 1909 года! Первый автомобиль фирмы Morgan тоже был трёхколёсным и одноместным. Правда, старина Morgan мог похвастаться настоящим ДВС мощностью целых 8 л.с. Зато педальных Морганов выпустят больше — около пятисот штук. И все они будут собираться вручную под заказ.
Честно говоря, нам невдомёк, почему так не развит рынок детских автомобилей. Всякого электрифицированного хлама полно. А самоходных велотренажёров, прививающих детям техническую эстетику, — единицы. Даём подсказку тем, кто ищет нишу в игрушечном бизнесе, — обратите внимание на автостарину: в архивах полно чертежей, за использование которых уже никто не попросит денег. А вот спрос на качественные игрушки будет всегда.
Велокар по-взрослому
Педальные машины — необязательно детские игрушки. Веломобили начали делать для взрослых, развивается это направление и сейчас. Правда, если лет 150 назад велокары прочили в полноценные средства передвижения, то сейчас мало кто верит в перспективу этих устройств.
Велокары прошли три этапа эволюции. Сначала транспорт был прогрессивной новинкой, потом — дешёвой альтернативой. А сейчас педальные машины вдохновляют современных Кулибиных, всё ещё мечтающих заново изобрести велосипед.