KUNST! Чем завод Peugeot в Сошо напоминает Страну чудес

Анастасия Королькова, . Фото: DRIVE.RU и фирмы Peugeot

Из маленького скульптурного шедевра лев, украшающий автомобили Peugeot с 1889 года, трансформировался в стилизованную эмблему, напоминающую скорее голодную собаку Aibo. Первым новым автомобилем с трёхмерным логотипом последней итерации станет купе Peugeot RCZ.

У Алисы был белый кролик, за которым она следовала по Стране чудес. У меня — лев. Причём совершенно непонятно, какого именно цвета, — столько раз фирменная эмблема Peugeot менялась за последние 200 лет. Да-да, в этом году крупнейший французский производитель отмечает двухвековой юбилей! Ясно, что не вся история компании связана с автомобилями, зато именно они, а не перечницы и скутеры — важнейшее в её настоящем. И конечно, автомобиль — её будущее.

Вы, разумеется, успели познакомиться с редакционным фотокаром — Peugeot 308 SW. Но мы решили, что не стоит пренебрегать возможностью взглянуть, откуда наш работник родом. Как славно вписалась бы в канву нашего лонг-драйва короткая зарисовка с родины Peugeot — Сошо. Ах, если бы всем нашим отчётам об особенностях эксплуатации в суровых российских условиях сопутствовало такое любопытное обращение к истокам конкретной машины!

Скучать по редакционному Peugeot 308 SW не пришлось. В Париже всех участников тура пересадили на хэтчбеки 308 с дизелями. Кстати, такие на готовящемся к открытию заводе PSA в Калуге выпускать не будут. Поначалу там планируют собирать только бензиновые версии «триста восьмых». А модификации, работающие на тяжёлом топливе, по-прежнему придётся завозить отсюда — из Сошо.

Любопытство — вот что привело меня в Сошо. Точь-в-точь как Алису. Я давно просилась в какую-нибудь командировку на автопредприятие. Вот где масштабы, вот где размах. К счастью, вместо падения к центру Земли мне предстояло выдержать полтысячи километров от Парижа до предместья Монбельяра, где и расположен Сошо. Благо путешествовать на восток Франции предстояло за рулём всё того же Peugeot 308, но с двухлитровым турбодизелем мощностью 136 л.с.

Большая часть метаморфоз льва прошла на глазах у рабочих Сошо.

Хотела размаха — получила: чувствую, будто съела уменьшающий тело пирожок. Завод в Сошо — самый крупный в концерне PSA. Да что там PSA: это самое крупное предприятие во Франции! Цеха раскинулись на территории в 260 гектаров. Здесь же — исследовательский центр по проектированию моделей Peugeot и Citroen. Правда, там — Зазеркалье, суперсекреты, жизнь вверх ногами. Другая книжка. Нас водили только по конвейеру, да и то не везде.

Главный завод Peugeot размерами превосходит производство фирмы Airbus в Тулузе. На Сошо приходится добрая половина экономического потенциала провинции Франш-Конте. Размерам площадки готовой продукции (на фото внизу) позавидует иной испытательный полигон.

Завод Peugeot в Сошо — старейший. Правда, с учётом общего возраста фирмы столетие, которое собираются праздновать в Сошо в 2012 году, — это как-то даже по-юношески. Но если и есть у автомобильного льва нора, то вот где она. Не зря же и музей марки, с которым знакомы наши читатели, расположен здесь. Символично, что и наш редакционный «пыжик» из местных.

Вот он, наш универсал 308 SW! В самом начале производственного цикла каждому автомобилю присваивается идентификатор. Благодаря электронной этикетке роботы определяют, что за машина перед ними: VIN-номер, детали комплектации, цвет — всё это содержит маленькая красная коробочка, которую крепят в правой передней части кузова.

На благо французского автогиганта в этой местности трудятся 12,5 тысячи человек. Большинство — жители самого Сошо, остальные — из близлежащих городов. В радиусе ста километров от завода проложено 120 автобусных маршрутов, по которым, как по артериям, к спинному мозгу конвейерной ветки ежедневно стекается питательная биомасса. Много женщин и, что удивительно, молодёжи. Говорят, здесь хорошие условия труда и надёжные соцгарантии.

За долгую историю объёмы производства возросли многократно. Начинали в Сошо со 150 машин в месяц, а теперь делают на порядок больше — 1500 штук. В день. Отсюда родом не только всё семейство «триста восьмых» (трёх- и пятидверные хэтчбеки, универсал, купе-кабриолет). Здесь же собирают минивэн 5008 и кроссовер 3008. Причём сейчас завод модернизируется для начала выпуска гибридной версии «три тысячи восьмого». В Peugeot называют такую неприлично высокую цену внедрения новой модели, что даже воспроизводить неудобно...

Представительницы прекрасного пола более внимательны и дотошны, поэтому-то окончательный осмотр готового автомобиля (на фото внизу) доверяют именно им. А это ни много ни мало 1800 контрольных позиций.

Голливуд нам уже доказал, что сказка Льюиса Кэрролла может быть высокотехнологичной. Лабиринты служебных ходов ведут меня вдоль автоматизированных постов сварки. Загляденье. Правда, в моём представлении автозавод должен начинаться с литейного цеха: чтобы дым, искры, жар. Но за такой экзотикой нужно ехать в Тольятти. Тут уже давно всё остыло, а самым «горячим местом» стало прессовое производство. Прошли и те времена, когда кузова варились вручную. Восторжествовала роботизация.

На современном заводе бал правят роботы. Судите сами — сварка кузовов, большинство операций в сборочном цеху, монтаж «фирменной» стеклянной крыши, панели приборов, силового агрегата и подвески — всё доверяют бездушным машинам.

Если по сказке, то из участников знаменитого чаепития половина была бы роботами. Но шляпник был бы живым. Вернее, шляпница. Роботы обязательно нуждаются в супервайзерах, и большинство из них — дамы. А вот сборочный конвейер слишком сложен для роботов, это зона ручного труда. На стапелях безостановочно один за другим плывут автомобили. Стороннему человеку кажется, что медленно. На самом деле у сборщиков всего-то по минуте на операцию. Исключение делается только для машин с правым рулём.

Над всей сборочной линией протянут жёлтый сигнальный шнур, известный по всему миру под японским названием «андон». Дёрнув за него, работник может остановить конвейер, если по каким-то причинам не успел произвести необходимые действия в отведённый срок или обнаружил брак. При вынужденной паузе начинает играть музыка, оповещающая всех о сбое.

Монотонность работы удручает. «Выпьем чашку и пересядем». Кажется, что и тут всё можно автоматизировать. Но провожатые успокаивают: персоналу, мол, созданы самые благоприятные условия. Стоит только сотруднику попросить о смене рода деятельности, как его переводят на другой участок. Из треф в пики, из бубен в черви. Внутри одной и той же колоды карт. Длится трудовой день, как сон здоровой английской девочки, девять часов. Два из них, правда, отводятся на отдых и обед. Это за девочкины сны, пусть и индустриального характера, денег не платят. А в Сошо минимальная зарплата — 20 тысяч евро в год, что выше среднестатистической ставки во Франции.

Повсюду предупреждающие знаки и вывески. Травмоопасное производство! А на входе висит информационная доска с профсоюзной информацией. Роль профсоюзов во Франции очень велика.

А как, интересно, будет обстоять дело у нас? Ведь в апреле нынешнего года планируется открытие завода PSA в Калуге. По предварительным данным, там будут собирать пять моделей: Peugeot 308, Citroen C4, а также кроссовер Mitsubishi Outlander XL и две его производные — Peugeot 4007 и Citroen C-Crosser. Правда, на полный цикл сборки предприятие перейдёт лишь в 2012 году. Как раз к столетию Сошо. Я бы с удовольствием съездила посмотреть на калужскую линию, хотя, мне кажется, российский завод будет лишён той атмосферы, что царит в Сошо. И поверьте, дело не в одних лишь профсоюзных листовках.

За кадром

Эта поездка — моя первая самостоятельная командировка. Не слишком насыщенная рабочая программа располагала к созерцанию окрестностей Сошо. Сувенирная продукция не блещет разнообразием: Peugeot — один из крупнейших производителей перечниц и ручных мельниц. Приятный сюрприз: отставший от группы коллега подарил всем дополнительный день в Париже. И хотя ждать потерявшегося пришлось до вечера, мы, по правде говоря, были ему только благодарны.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...