У Алисы был белый кролик, за которым она следовала по Стране чудес. У меня — лев. Причём совершенно непонятно, какого именно цвета, — столько раз фирменная эмблема Peugeot менялась за последние 200 лет. Да-да, в этом году крупнейший французский производитель отмечает двухвековой юбилей! Ясно, что не вся история компании связана с автомобилями, зато именно они, а не перечницы и скутеры — важнейшее в её настоящем. И конечно, автомобиль — её будущее.
Вы, разумеется, успели познакомиться с редакционным фотокаром — Peugeot 308 SW. Но мы решили, что не стоит пренебрегать возможностью взглянуть, откуда наш работник родом. Как славно вписалась бы в канву нашего лонг-драйва короткая зарисовка с родины Peugeot — Сошо. Ах, если бы всем нашим отчётам об особенностях эксплуатации в суровых российских условиях сопутствовало такое любопытное обращение к истокам конкретной машины!
Любопытство — вот что привело меня в Сошо. Точь-в-точь как Алису. Я давно просилась в какую-нибудь командировку на автопредприятие. Вот где масштабы, вот где размах. К счастью, вместо падения к центру Земли мне предстояло выдержать полтысячи километров от Парижа до предместья Монбельяра, где и расположен Сошо. Благо путешествовать на восток Франции предстояло за рулём всё того же Peugeot 308, но с двухлитровым турбодизелем мощностью 136 л.с.
Хотела размаха — получила: чувствую, будто съела уменьшающий тело пирожок. Завод в Сошо — самый крупный в концерне PSA. Да что там PSA: это самое крупное предприятие во Франции! Цеха раскинулись на территории в 260 гектаров. Здесь же — исследовательский центр по проектированию моделей Peugeot и Citroen. Правда, там — Зазеркалье, суперсекреты, жизнь вверх ногами. Другая книжка. Нас водили только по конвейеру, да и то не везде.
Завод Peugeot в Сошо — старейший. Правда, с учётом общего возраста фирмы столетие, которое собираются праздновать в Сошо в 2012 году, — это как-то даже по-юношески. Но если и есть у автомобильного льва нора, то вот где она. Не зря же и музей марки, с которым знакомы наши читатели, расположен здесь. Символично, что и наш редакционный «пыжик» из местных.
На благо французского автогиганта в этой местности трудятся 12,5 тысячи человек. Большинство — жители самого Сошо, остальные — из близлежащих городов. В радиусе ста километров от завода проложено 120 автобусных маршрутов, по которым, как по артериям, к спинному мозгу конвейерной ветки ежедневно стекается питательная биомасса. Много женщин и, что удивительно, молодёжи. Говорят, здесь хорошие условия труда и надёжные соцгарантии.
За долгую историю объёмы производства возросли многократно. Начинали в Сошо со 150 машин в месяц, а теперь делают на порядок больше — 1500 штук. В день. Отсюда родом не только всё семейство «триста восьмых» (трёх- и пятидверные хэтчбеки, универсал, купе-кабриолет). Здесь же собирают минивэн 5008 и кроссовер 3008. Причём сейчас завод модернизируется для начала выпуска гибридной версии «три тысячи восьмого». В Peugeot называют такую неприлично высокую цену внедрения новой модели, что даже воспроизводить неудобно...
Голливуд нам уже доказал, что сказка Льюиса Кэрролла может быть высокотехнологичной. Лабиринты служебных ходов ведут меня вдоль автоматизированных постов сварки. Загляденье. Правда, в моём представлении автозавод должен начинаться с литейного цеха: чтобы дым, искры, жар. Но за такой экзотикой нужно ехать в Тольятти. Тут уже давно всё остыло, а самым «горячим местом» стало прессовое производство. Прошли и те времена, когда кузова варились вручную. Восторжествовала роботизация.
Если по сказке, то из участников знаменитого чаепития половина была бы роботами. Но шляпник был бы живым. Вернее, шляпница. Роботы обязательно нуждаются в супервайзерах, и большинство из них — дамы. А вот сборочный конвейер слишком сложен для роботов, это зона ручного труда. На стапелях безостановочно один за другим плывут автомобили. Стороннему человеку кажется, что медленно. На самом деле у сборщиков всего-то по минуте на операцию. Исключение делается только для машин с правым рулём.
Монотонность работы удручает. «Выпьем чашку и пересядем». Кажется, что и тут всё можно автоматизировать. Но провожатые успокаивают: персоналу, мол, созданы самые благоприятные условия. Стоит только сотруднику попросить о смене рода деятельности, как его переводят на другой участок. Из треф в пики, из бубен в черви. Внутри одной и той же колоды карт. Длится трудовой день, как сон здоровой английской девочки, девять часов. Два из них, правда, отводятся на отдых и обед. Это за девочкины сны, пусть и индустриального характера, денег не платят. А в Сошо минимальная зарплата — 20 тысяч евро в год, что выше среднестатистической ставки во Франции.
А как, интересно, будет обстоять дело у нас? Ведь в апреле нынешнего года планируется открытие завода PSA в Калуге. По предварительным данным, там будут собирать пять моделей: Peugeot 308, Citroen C4, а также кроссовер Mitsubishi Outlander XL и две его производные — Peugeot 4007 и Citroen